Проблемная ситуация
Проблемная ситуация
Содержащие противоречие и не имеющие однозначного решения обстоятельства, в которых разворачивается деятельность индивида или группы.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Проблемная ситуация
объективно возникающий комплекс вопросов в определенной совокупности обстоятельств (обстановки или положении), решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Проблемная ситуация
от фр. situation обстановка, положение)–противоречие между осознанием научной или практической потребности и незнанием способов ее удовлетворения. См. Программа прикладного социологического исследования.
Проблемная ситуация
ситуация деятельности человека или группы людей, содержащая противоречивые условия и имеющая множество различных способов ее преобразования. Осознание человеком невозможности разрешить какое-то противоречие вызывает у него потребность обладать новыми знаниями, которые помогут ему разрешить эту проблемную ситуацию. Если в проблемной ситуации намечается цель, для достижения которой нужно преобразовать некоторые условия, то проблема упрощается и переходит в ранг задачи [73].
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
Проблемная ситуация
в гносеологическом смысле (т.е. с точки зрения познавательного процесса) проблемная ситуация – это «знание о незнании, несоответствие или противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий» [Логика научного исследования / Отв. ред. П. В. Копнин, М.В. Попович. М.: Наука, 1965.– С.25] Предметная сторона проблемы социологического исследования – это явления и процессы, вызывающие беспокойство, например, ситуация непонятна, не поддается убедительному объяснению, имеет место социальная дезорганизация, конфликт интересов социальных групп, общностей, институтов [34.– С.71]. –возникающее в процессе развития противоречие между потребностями индивида (группы) и незнанием путей для реализации этих потребностей [26.– С.45].
Источник: Социология. Словарь.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
возникающее объективно в процессе развития общества противоречие между знанием о потребностях людей в каких-либо результативных теоретических и практических действиях и незнанием путей, средств и методов реализации этих необходимых действий. Последнее в свою очередь обусловлено отсутствием знаний о закономерностях функционирования и развития тех объектов, которыми приходится оперировать. Можно выделить два аспекта разрешения П. с.: гносеологический и практический (предметный). В гносеологическом смысле П. с. понимается как выражение необходимости в изучении какойлибо области социальной жизни, с тем чтобы активно влиять на разрешение тех социальных противоречий, природа и особенности которых не вполне ясны и потому не поддаются планомерному общественному регулированию («знание о незнании» –по В. А. Ядову). Разрешить П. с. в гносеологическом аспекте –значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление. На основе этого знания создается методология решения предметных сторон П. с.
Предметная сторона П. с. социологического исследования –это некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения. Например, тактическое решение социальной проблемы превращения труда в первую жизненную потребность состоит в различных формах социального регулирования, имеющего целью приведение в соответствие основных характеристик содержания и условий труда с социальными потребностями работников, реализуемыми в сфере трудовой деятельности. В эмпирическом исследовании поставленная проблема может решаться на уровне создания благоприятных условий труда и обогащения его содержания, формирования отношений коллективизма в трудовых коллективах, воспитания позитивного отношения к труду. Рассмотренные уровни носят аналитический характер; в реальности они слиты, а человек так или иначе участвует в каждом из них и их объединяет. Синтез свойств и отношений, характерных для каждого уровня включенности человека в систему труда, дает возможность представить их на основе эмпирического исследования как звенья одной цепи превращения человека в субъекта социального и научно-технического прогресса, показывая, как через осознание своего места в трудовом процессе, своей роли в трудовом коллективе человек приходит к пониманию общественной значимости своего труда, своей социальной сущности.
Предметные стороны П. с., выдвигаемые в эмпирических исследованиях, обычно решаются средствами накопления знания в рамках специальных социологических теорий. Если их не удается решить на основе накопленных знаний, то появляется необходимость в научном поиске новых, еще не известных социальных закономерностей, получении дополнительной информации, которую можно было бы использовать для разрешения практических П. с. Как правило, прикладные социологические исследования являются комплексными: они решают как теоретические, так и практические П. с. Обычно формулирование социальной проблемы, отражающей П. с., влечет за собой выбор объекта исследования, содержащего в себе социальное противоречие, и предмета исследования, представляющего собой те свойства и стороны объекта, которые наиболее выпукло отражают данное противоречие. Важно избегать постановки мнимых проблем, не отражающих реальных П. с. Не всегда удается ясно и четко отразить П. с. в системе гипотез на начальном этапе составления программы исследования. В этом случае она анализируется и уточняется в процессе разработки методологического раздела программы.
Лит.: Рабочая книга социолога. – М., 1983; Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., 1987; Процесс социального исследования. – М., 1975. Г. Н. Соколова
Предметная сторона П. с. социологического исследования –это некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения. Например, тактическое решение социальной проблемы превращения труда в первую жизненную потребность состоит в различных формах социального регулирования, имеющего целью приведение в соответствие основных характеристик содержания и условий труда с социальными потребностями работников, реализуемыми в сфере трудовой деятельности. В эмпирическом исследовании поставленная проблема может решаться на уровне создания благоприятных условий труда и обогащения его содержания, формирования отношений коллективизма в трудовых коллективах, воспитания позитивного отношения к труду. Рассмотренные уровни носят аналитический характер; в реальности они слиты, а человек так или иначе участвует в каждом из них и их объединяет. Синтез свойств и отношений, характерных для каждого уровня включенности человека в систему труда, дает возможность представить их на основе эмпирического исследования как звенья одной цепи превращения человека в субъекта социального и научно-технического прогресса, показывая, как через осознание своего места в трудовом процессе, своей роли в трудовом коллективе человек приходит к пониманию общественной значимости своего труда, своей социальной сущности.
Предметные стороны П. с., выдвигаемые в эмпирических исследованиях, обычно решаются средствами накопления знания в рамках специальных социологических теорий. Если их не удается решить на основе накопленных знаний, то появляется необходимость в научном поиске новых, еще не известных социальных закономерностей, получении дополнительной информации, которую можно было бы использовать для разрешения практических П. с. Как правило, прикладные социологические исследования являются комплексными: они решают как теоретические, так и практические П. с. Обычно формулирование социальной проблемы, отражающей П. с., влечет за собой выбор объекта исследования, содержащего в себе социальное противоречие, и предмета исследования, представляющего собой те свойства и стороны объекта, которые наиболее выпукло отражают данное противоречие. Важно избегать постановки мнимых проблем, не отражающих реальных П. с. Не всегда удается ясно и четко отразить П. с. в системе гипотез на начальном этапе составления программы исследования. В этом случае она анализируется и уточняется в процессе разработки методологического раздела программы.
Лит.: Рабочая книга социолога. – М., 1983; Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., 1987; Процесс социального исследования. – М., 1975. Г. Н. Соколова
Источник: Экономико-социологический словарь.