Процесс организационный

Найдено 1 определение
Процесс организационный
 процесс, отражающий количественные и качественные изменения объекта управления на всех его этапах и стадиях деятельности. Упрощенная схема процесса представляется в виде следующих этапов: Цель – Ситуация – Проблема – Решение. Каждый этап состоит из набора процедур и операций. Набор процедур для всех этапов одинаков и включает: разработку, согласование, утверждение, организацию и принятие решений. Каждая процедура включает следующий набор операций: определение, формулировка, разработка вариантов, накопление, хранение, обработка, анализ и оценка, разработка средств реализации и др. Организационный процесс характеризуется рядом свойств. Свойства процесса – это характерные особенности организационного процесса, каждая из которых имеет сферу эффективного приложения и определяется построением и выбором того или иного сочетания процедур и операций. Выделяют следующие свойства организационного процесса: устойчивость или изменчивость, непрерывность или дискретность, цикличность или однократность. Каждое свойство процесса имеет сферу эффективного приложения. Устойчивый процесс - это процесс, связанный с созданием некоторого запаса, компенсирующего возможные отклонения при корректировке цели, изменении ситуации или изменении варианта решения. Изменчивый процесс - это процесс, связанный с созданием запасных вариантов при заранее предусмотренных параметрах возмущающих воздействий. В этом случае соответствующий руководитель должен иметь набор инструкций с грифом "вскрыть в случае...". Если произойдут непредвиденные возмущающие воздействия, то процесс может пойти по непредсказуемой схеме с большими затратами всех ресурсов. Непрерывный процесс - это эволюционные (постепенные) изменения в выполнении операций на каждом этапе работ в организации. Дискретный процесс - постепенное наращивание или ослабление до заданного конечного состояния одного этапа (цель) с последовательным переходом к следующим за ним (ситуация, проблема, решение).Циклический процесс - это постоянная корректировка выполняемых операций в зависимости от промежуточных результатов.
В результате анализа свойств процесса организации можно сформулировать следующие принципы его построения: 1. Процесс должен быть направлен на достижение целей, а не на устранение возмущающих воздействий. 2. При выявлении проблемы необходимо учитывать как можно больше управляемых и неуправляемых факторов, влияющих на процесс. 
3. Следует максимально сокращать влияние субъективного фактора на процесс. 4. Процесс должен обеспечиваться оптимальной информационной средой. 5. Процедуры и операции каждого этапа процесса должны быть обоснованы (согласованы, утверждены и т.д.). 6. Обеспечение соответствия свойств процесса техническим и организационным ресурсам и организации.
Процессу организации уделяют значительное внимание в промышленно развитых странах. Так, в некоторых японских фирмах используется пять этапов организации: первый этап: руководство фирмы совместно с привлеченными специалистами разрабатывает общие положения о производстве новой продукции, рынках сбыта; второй этап: эскизная разработка конструкторского и технологического проектов; третий этап: согласование с конкретными исполнителями деталей технологического проекта, согласование с дилерами деталей продвижения продукции на рынке; четвертый этап: разработка конкретных решений и проведение PR; пятый этап: доработка всех документов, их визирование (каждый причастный к работе ставит печать своей печатью) и окончательное согласование. Далее следует выбор лучшего решения. Затем все документы либо направляют в работу, либо кладут в сейф инноваций до лучших времен.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.