(ПМУС).- механизм компенсации последствий пенитенциарной изоляции, состоящий из семи блоков:
Первый блок – это оценка состояния уровня нормативно-ценностных характеристик осужденных до начала образовательного процесса. На этом этапе процесса управления необходимо было получить исчерпывающую информацию о личности осужденного и среде его нахождения. В оценку состояния личности входят: 1) уголовно-правовая оценка личности осужденного (степень тяжести совершенного преступления); 2) медико- валеологический статус осужденного (возраст, наличие хронических заболеваний, включая психические заболевания и т.д.); 3) уровень образования; 4) профессиональные навыки; 5) уровень интеллекта; 6) семейное положение; 7) прочие социокультурные и психологические характеристики (национальность, вероисповедание, спорт, хобби и т. д.); 8) нормативно-ценностные характеристики и установки осужденного до начала обучения. Второй блок – целеполагание. Эффективность процесса управления социализацией личности осужденного будет наибольшей, если удастся вскрыть механизмы социализации осужденного в исправительном учреждении( ИУ) и будут использоваться дистанционные методы обучения при получении образования. Целеполагание управления направлено на решение главной задачи – исправление преступника, его социальную адаптацию в обществе после отбытия срока наказания, что и определяет базовые компоненты теоретико-методологического аппарата исследования эффективности управления и социализацией осужденного. Третий блок – задачи исследования, которые необходимо решить для достижения поставленных целей. Четвёртый блок – разработка программы воздействия на социализацию осужденного, которая заключается в разработке системы мероприятий для реализации позитивного влияния на личность . Пятый блок – реализация воздействия на личность осужденного, приводящая к изменению приоритетов в его нормативно-ценностной сфере т.е. к развитию его личности за счет организации специальной образовательной среды в ИУ. Шестой блок – контроль изменений – динамика в объекте управления нормативно-ценностных характеристик осужденных при реализации разработанной программы воздействия. Седьмой блок – система обратной связи, позволяющая осуществлять корректировку целей и задач исследования при рассогласовании результатов управления с запланированными результатами.
Модель механизма компенсации последствий пенитенциарной изоляции осужденного имеет двойственный характер. На сознательном уровне, за счет специально организованной образовательной среды, происходит позитивное воздействие на нормативно-ценностную сферу личности (система норм и ценностей в социуме, система взаимодействия с социальной средой, система норм и правил режима ИУ), что одновременно приводит к разрушению связей с ценностями криминальной среды ИУ. На неосознаваемом уровне, за счет создания виртуального образовательного портала свободы, происходит компенсация дисбаланса персональной изоляции осужденного и социальной коммуникации, и тем самым, за счет дуального воздействия специально организованной образовательной среды, запускается механизм саморазвития личности осужденного, что, в конечном итоге, приводит к развитию личности осужденного, првышению его социальной адаптации в обществе после освобождения. ПМУС может быть адаптирована и для других факторов социально- психологического воздействия (религиозная, спортивная, общественная и т.д. деятельности).
Лит.: Волов В.Т. Высшее образование на базе информационно-коммуникационных технологий обучения как фактор управления социализацией осужденных в условиях исправительного учреждения. М., 2009; Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему. Казань, 2008; Олейник А.Н. Тюремная субкультура. М., 2001. В.Т. Волов
ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ
ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.