одно из основных понятий, к-рое выражает изменения, происходящие в об-ве. Применительно к этим изменениям под П. понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или эволюции, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве, либо модификация его колич. или качеств, характеристик (Сорокин). Возникновение П.с. обусловлено рядом взаимосвязанных причин, к к-рым можно отнести следующие: природные причины — истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды; демографические причины — перенаселенность, миграция, смена поколений и пр.; изменения в сфере экономики, культуры и др., со-циально-политич. причины — конфликты, войны, революции и пр. П.с. протекают на различном уровне соц. реальности: на индивидуальном (микроуровень), групповом и институциональном (ме-зоуровне) и собственно социальном (макроуровне). Примером П.с. на микроуровне может выступать социализация индивида — т.е. освоение на индивидуальном уровне ценностей и норм об-ва и тем самым интеграция индивида в об-во. На мезоуровне в качестве примера П.с. можно рассматривать трансформацию семьи как фундаментального ин-та об-ва. В качестве П.с. макроуровня можно рассматривать процесс урбанизации или модернизации (об-во здесь рассматривается в масштабах страны или историкогеографического региона); или процесс глобализации (об-во рассматривается в планетарном масштабе). Тенденцией совр. науки явл. создание «процессуального образа» об-ва, т.е. стремление изучать динамические качества соц. реальности — события, а не вещи, процессы, а не состояния.
Лит.: 1) Процесс социальный //Энциклопедический социологический словарь. / Под. общ. ред. Г.В. Осипова. — М., 1995; 2) МольД. Социодинамика культуры. М., 1973; 3) Сорокин П. Социальная и культурная динамика. М., 2000; 4) Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. Э.М. Андреев, Г.С. Денисова
136.96 кб
Адаптация как социальный процесс
Важнейшей задачей подготовки квалифицированных кадров в системе профессионального образования является формирование у выпускников способности легко и бесконфликтно адаптироваться к быстроменяющимся производственным условиям, интег