ПРОЕКТ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПРОЕКТ
от лат. projectus - брошенный вперед) - англ. project/design; нем. Projekt/Entwurf. 1. Разработанный план ч.-н. 2. Предварительный текст к.-н. документа. 3. Замысел, план.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Проект
деятельность, направленная на достижение определенных целей при заданных ограничениях по времени, денежным средствам (ресурсам) и качеству конечных результатов [33.– С.294].

Источник: Социология. Словарь.

ПРОЕКТ
сконструированное инициатором социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, имеющее пространственно-временные и ресурсные границы, воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению. См. ИННОВАЦИЯ.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

Проект
индивидуальное или групповое тщательно спланированное предприятие, предназначенное для достижения определенной цели, реализуемое в определенном социальном, пространственном и временном контексте; это метод, позволяющий двигаться от идеи к действию, структурируя этапы всего процесса, изменяя социальную среду, получая образование через деятельность, привлекая партнеров.

Источник: Обучение социальному проектированию: глоссарий

ПРОЕКТ
лат. ргоjесtus - выступающий вперед) - прототип, прообраз предлагаемого объекта. Работа по созданию П. требует, во-первых, знания об объектах проектирования и знания о назначении и функционировании сферы деятельности (действительности), в которую вводятся преобразуемые объекты; во-вторых, знания методик и понятийных средств проектирования как специфической деятельности. Гипотетическое преобразование объекта связано не только с описанием данности, но учитывает также возможность практического приведения существующего объекта к тому виду, который задается в П.
Основания, определяющие выбор направления преобразований (или идеалы), должны соотносится с широким контекстом системы, в которую входят изменяемые объекты. Желательное изображение объекта рассматривается в качестве П. в том случае, если оно реализуется в виде объекта или может быть реализовано. Оценивание П. не с точки зрения истинности - ложности, но реализуемости требует от объекта наличия свойств, поддающихся непосредственному воздействию преобразователя, что фиксируется в П.
Задание объекта начинается с выделения процессов в этом объекте, прежде всего функции как осуществления вводимых преобразований. Процессы функционирования очерчивают границы объекта проектирования как системы. В соответствии с полученным способом функционирования выбирается обеспечивающий его материал. Специфический порядок выделения и организации объекта (обратный классическому естественно-научному) характеризует структуру проективного исследования. Понимание П. как одного из результатов методологической работы, которой охватываются познавательная, практическая и организационно-управленческая деятельности, распространяет принципы проектирования на научное исследование как таковое, что приводит к изменению типа объектов, которыми оперирует наука, и изменению структуры научного познания.
С.А. Радионова

Источник: Социология: энциклопедия

ПРОЕКТ
лат. project – выброшенный вперед. Это распространённое понятие имеет несколько значений:1) результат и средство проектирования,2) организация кооперативных форм деятельности, 3) одно из понятий экзистенциальной антропологии (например, Ж.П. Сартра). В первом значении П. употребляется с конца XIX – начала ХХ вв. при формировании традиционного проектирования (архитектурного и машиностроительного). При этом П. используется в трех функциях: задает строение проектируемого объекта, описывает схемы его функционирования, характеризует основные этапы и способы изготовления этого объекта. По материалу П. представляет собой чертежи и расчеты, макеты и другие графические и текстовые материалы, представленные на бумаге, или в электронном виде. Особенность проектировочных чертежей как сложных знаковых средств – возможность выражать в них одновременно две разные группы смыслов и содержаний: чисто объектные и операциональные. За счет этого П. может быть прочтен один раз как «знание и описание» (в коммуникации заказчик, проектировщик, потребитель), а в другой раз – как сложное предписание (в деятельности изготовления; в этом случае отдельные единицы чертежа отсылают к определенным реальным объектам и действиям измерения и изготовления). Но П. – это не только продукт, но и средство проектирования; при его разработке проектировщик реализует требования к проектируемому объекту, создает и сравнивает варианты проектных решений, увязывает разные планы и уровни разработки объекта. В аксиологическом отношении П. несет в себе потенцию нового: замышляя будущий объект, проектировщик не только вносит в реальность новые качества, но и реализует относительно нее свои ценности и идеалы. В норме проектирование предполагает движение от требований к функциям, а так же от функций к обеспечивающим их конструкциям (и наоборот, от конструкций к функциям). При этом осуществляется расщепление одних функций на другие, вычленение в сложной конструкции более простых и, наоборот, составление из простых, более сложных конструкций (этап проектировочного анализа и синтеза), переход от одних функций и конструкций к другим. При этом в традиционном проектировании специалист уверен, что всегда подыщет для функции соответствующую конструкцию, что можно относительно независимо, параллельно разбрасывать «план» функционирования и «план» строения объекта (поскольку они постоянно связываются процессом проектирования), что требования, предъявляемые к проектируемому объекту, можно удовлетворить с помощью известных типов функционирования и конструирования. В общем случае, такая уверенность опирается на знания – конкретно, на знания прототипов, то есть уже опробированных П., а также отношений, связывающих функции и конструкции. Подобные знания устанавливаются или в практике проектирования, опытным путем (поэтому их можно назвать «опытными») или в инженерии и науке (научные или инженерные знания). В нетрадиционном проектировании (социальном, градостоительном, дизайнерском и прочее) главные функции П. другие: возможность проектного замышления (полагание нового объекта, новых его качеств и состояний), проектная конструктивизация (т.е. разработка в специфически проектном языке замысла объекта), установка на проектную реализацию. Такое расширенное понимание П. предопределяет склонность разработчиков к своеобразному «проектному фетишизму»: все то, что задумано, описано или нарисовано (начерчено) на бумаге или на экране, например, в виде картины действий, занятий, отношений между людьми и т.д. приобретает статус реальности, мыслится как существующее или могущее существовать. Во второй половине ХХ в. идея П. была обобщена и распространена на формы организации деятельности, ориентированной на создание различных изделий, систем и других мыслимых феноменов, например, стали говорить о П. образования, человека, культуры. В последнем случае идея проектирования сводится к простой установке на замышление нового явления как целого практически без обсуждения условий возможности его существования и, тем более, его создания. Еще один случай – ретроспективный взгляд на определенное явление как на П., уже имея понятие П., мы начинаем видеть П. везде, например, говорим о платоновском П. государства или П. модерна. В.М. Розин

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.

ПРОЕКТ
– совокупность скоординированных действий с определенными точками отсчета и завершения для достижения определенных целей с установленными сроками, затратами и параметрами исполнения. Когда речь идет о проекте, имеют в виду конструкцию определенных изменений, которая предварительно запланирована и может быть в дальнейшем воплощена в реальную жизнь. Проект позволяет двигаться от идеи к действию, определенным образом структурируя этапы этого процесса. Его всегда реализуют в социальном, территориальном и временном пространстве, поэтому он содействует изменениям в социальной среде как результат коллективной деятельности. Проект имеет несколько характерных особенностей. Во-первых, у него всегда есть цель, поскольку четко определенные цели являются успехом получения конкретных результатов. Проекты всегда ограничены во времени и пространстве, поскольку у них всегда есть начало и конец. Проект реализуют в определенном месте (социальном институте, сообществе, регионе и т. д.) и контексте. Каждый проект – по-своему уникальный, так как возникает из новых идей, которые имеют специфическое решение проблем. На сегодняшний день не существует единой типологии проектов. По характеру запланированных изменений проекты разделяют на инновационные и поддерживающие. По сфере деятельности – на социальные, педагогические, культурологические, экономические, технические, финансовые, смешанные. По особенностям финансирования – инвестиционные, спонсорские, бюджетные, благотворительные; по структуре – макропроекты, малые проекты, мегапроекты; по сроку реализации – кратковременные, средней продолжительности, длительные; по масштабу – национальные, межрегиональные, региональные, местные. Каждый проект имеет свой жизненный цикл – период времени с момента появления проекта до его окончательной реализации. Он отражает развитие проекта, деятельность, которая проводится на разных стадиях подготовки, реализации и эксплуатации проекта. Жизненный цикл – это полная схема или алгоритм, с помощью которого происходит последовательность действий во время разработки и внедрения проекта. Степень детализации и терминология описания определенных процедур зависит от характера проекта, предметной культуры, поставленных задач, ресурсов и отчасти предпочтений разработчиков проекта. Главный элемент проекта – замысел, идея (проблема, задания), средства их реализации (решение проблемы) и результаты, которые получат в процессе реализации проекта. Выделяют четыре фазы проекта, которые последовательно чередуются на протяжении его жизненного цикла: концепция проекта (формирования замысла (идеи), постановка заданий); разработка и подготовка проекта; реализация проекта; завершение проекта. Для каждой фазы характерен набор более или менее стойких элементов и определенная технология выполнения. Общая технология управления проектом относительно стабильная и охватывает: формулирование заданий проекта; обоснование проекта; разработку структуры проекта; определение объема и источников финансирования; составление калькуляции расходов (затраты на выполнение работ); определение сроков выполнения работ проекта; составление графика реализации проекта; расчет и распределение ресурсов; подбор команды исполнителей проекта; управление качеством; управление рисками; организация исполнения проекта; подготовка и составление контрактов; поддержка связей с заказчиками потребителями продукции проекта; контроль над выполнением проекта. Каждый проект имеет соответствующее текстовое оформление, в котором отражены: проблема, на решение которой направлена деятельность проекта; цели и задачи проекта; описание видов деятельности, которые запланированы; прогнозируемые результаты; кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение проекта; бюджет (калькуляция расходов). Текстовое описание проекта - форма фиксации замыслов разработчиков и рабочий на время реализации проекта. Когда проект имеет вид текстового документа и необходимые ресурсы для его внедрения, наступает этап непосредственной реализации проекта, когда не только выполняют виды деятельности, но и осуществляют мониторинг – постоянное отслеживание хода работ, которые проводят в рамках проекта для сравнения реального положения дел с планом. Социальный проект – сконструированное социальное нововведение, цель которого – создание, модернизация или поддержка в среде материальной или духовной ценности, что имеет пространственновременные и ресурсные ограничения, но влияет на людей позитивно своим социальным значением. Для того, чтобы обеспечить создание и реализацию социального проекта в социальной работе, необходимо выполнить комплекс работ: информационных, аналитических, организационных, правовых, финансовых, кадровых, материально-технических, экспертных, прогнозных и т.д.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Кантовский проект вечного мира и проект Европейского союза

Саликов Алексей Николаевич
Анализируется правомерность сравнения идей кантовского трактата «К вечному миру» с осуществляемым на европейском континенте проектом построения федеративного объединения.
Читать PDF
0.00 байт

Саморазвитие как онтологический проект системы самоуправления

Салохин Н. П.
Исследован процесс становления теории социальной самоорганизации. Рассмотрены проблемы открытости социальной системы, ее неустойчивости, нелинейности и неравновесности.
Читать PDF
0.00 байт

Региональное солидарное общество утопия или проект?

Бабинцев Валентин Павлович, Реутов Евгений Викторович
В статье анализируется возможность реализации проекта по формированию регионального солидарного общества.
Читать PDF
0.00 байт

Госуправление, кадровая политика, безопасность: большой общенациональный проект перехода России от о

Андреев Эдуард Михайлович, Сельцовский Петр Андреевич
Статья посвящена авторскому анализу концепции и стратегии национальной безопасности России, а в соответствии с ними трансформации государственного управления и изменению кадровой политики.
Читать PDF
0.00 байт

Социальный проект как способ формирование коммуникативной компетентности у студентов вуза

Митрова Нэла Олеговна
В статье рассматриваются ключевые понятия коммуникативной компетентности и предлагается способ ее формирования у студентов вуза в процессе работы над социально-значимыми проектами.
Читать PDF
0.00 байт

Социальный проект «Мониторинг эффективности предоставления услуг в учреждениях социального обслужива

Васильева Елена Геральдовна
Читать PDF
0.00 байт

Социальная работа как проект неклассической рациональности

Ардашкин Игорь Борисович
С помощью экстраполяции характеристик неклассической рациональности определяется такое неоднозначное явление, как социальная работа.
Читать PDF
0.00 байт

Международный проект «Молодежь без границ» как модель преодоления ксенофобии и национализма

Салмин Дмитрий Сергеевич, Уткина Вероника Александровна
Представлен обзор работы в Германии международного лагеря «Молодежь без границ». Данный проект позволил студентам-политологам ВолГУ получить практические навыки общения с иностранными коллегами и преподавателями.
Читать PDF
0.00 байт

Международный проект «Здоровье молодежи – междисциплинарный подход»: первые результаты

Лунякова Л. Г.
Излагается краткая история международного сотрудничества и развития трехстороннего (Польша–Россия–Беларусь) научно-исследовательского проекта «Здоровье молодежи – междисциплинарный подход».
Читать PDF
0.00 байт

Разработка имиджа вуза как форсайт-проект

Сидорова В. Л.
В статье рассматриваются социально-технологические аспекты формирования и распространения имиджа вуза. Эта деятельность анализируется как форсайт-проект.
Читать PDF
0.00 байт

Политическая социализация в современной России и проект «Коммуникативной демократии»

Федоренко А. В.
One of the main features of political socialization in contemporary Russia is its devotion to the soviet traditions in forming political consciousness and behaviour of Russian citizens.
Читать PDF
0.00 байт

Этнометодологический проект г. Гарфинкеля и современная «Этнография науки»

Иванова Анна Сергеевна
В статье анализируется связь феноменологической социологии А. Шюца и этнометодологии Г.

Похожие термины:

  • Проект, основанный на контролируемом анализе временного ряда

    исследовательский проект, использующий контрольные группы для оценки степени воздействия некоторого события.
  • Проект, основанный на анализе временного ряда

    план обследования, ставящий целью установление причинных связей (зависимостей) с помощью анализа данных во времени.
  • Проект деятельности

    нормативно выраженное представление о цепи процессов, осуществляемых отдельным деятелем или группой кооперативно связанных деятелей в рамках функционирования и фиксированного пространства де
  • ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЕКТ

    англ. research project; нем. Forschungsprojekt. Обоснование и подготовка проведения исследования, включающие определение его целей, задач, методов, человеческих ресурсов и техн. средств, сроков и условий финансиро
  • Исследовательский проект

    концептуальный аппарат, процедуры сбора и анализа данных.
  • Проект исследовательский социологический

    система научно-исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения социальных явлений на основе фактологических данных [11.– С.382].
  • Методологический проект

    проект деятельности, соответствующий общим требованиям методологического типа деятельности и учитывающий уровень подготовленности методологов.
  • Проект социальный

    совокупность расчетов для построения социального объекта по его модели. Реализация проекта требует наличия:  а) замысла плана; б) управленческой концепции; в) разработки совокупности действий, ис
  • Проект выборки

    принципы выделения из объекта той совокупности людей (либо иных источников информации), которые впоследствии будут охвачены опросом.
  • БИРМИНГЕМСКИЙ ПРОЕКТ (БП)

    один из двух широко известных, исследовательских, долгосрочных и масштабных проектов, направленных на изучение природы и поведения деловых организаций, осуществленных представителями группы бр
  • ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

    программа решения экономической проблемы, обладающая тем признаком, что вложение средств в такую программу приводит к их отдаче (получению дохода, прибыли, социальных эффектов) только после прохо
  • Акмеологические проекты

    проекты, исходной основой которых выступает установка на выработку и реализацию пути к высшим достижениям и к внутренним условиям их получения.
  • Проектная дотация, или грант

    Деньги, выделяемые для того, чтобы принимающий их мог осуществить спланированную им и одобренную спонсором деятельность. Эст.: projektitoetus, grant.
  • Команда проекта

    состав исполнителей проекта, группа людей, объединившихся для реализации целей проекта и удовлетворения своих интересов. Неформальные отношения между членами команды могут иметь большее значен
  • Контроль проекта

    периодическая процедура, возникающая на разных стадиях жизни проекта, связанная со сравнением плановых и фактических показателей проекта для принятия эффективных управленческих решений.
  • Менеджеры проекта

    ответственные за руководство материальными и человеческими ресурсами, вовлеченными в проект.
  • Проектный менеджмент

    это один из способов управления деятельностью, инструмент для реализации особых задач и достижения конкретных целей, в частности, целей, связанных с решением проблем молодежи.
  • МЕТОДЫ ПРОЕКТИВНЫЕ

    совокупность исследовательских процедур, позволяющих получать научно обоснованные данные о тех установках или мотивах, информация о к-рых при применении прямых исследовательских процедур подве
  • Миссия проекта

    идеальное представление и общественная роль проекта, отражающая то, ради чего задумывается и реализуется проект; эта общая цель вызывает у каждого участника и у всего персонала чувство привержен
  • Многоязычные проекты

    Проекты, содержание которых представлено на более чем одном языке и которые предназначены для обслуживаемых целевых групп. Содействуют доступу к информации на более чем одном языке, а также участ