ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
Проектирование социальное
разработка вариантов планового развития социального объекта в четких качественно-количественных характеристиках.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
англ. projection, social. Научно обоснованное конструирование системы параметров будущего соц. объекта или качественно нового состояния существующего объекта; одна из форм соц. управления.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
теоретическое исследование, обобщение практического опыта, систематическое описание социального эксперимента, содержащее предложения относительно применения данной разработки на практике; построение конкретных социальных моделей, прогнозов, основанных на социологических исследованиях, экономических расчетах, административных новациях и т. п.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Проектирование социальное
конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам [14.– С.7]. –специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов [34.– С.319]. –проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений [13.–С.8]. –разработка конкретной модели социального процесса или социальной системы (подсистемы) с учетом основных параметров и специфики функционирования [9.– С.586]. –разработка вариантов планового развития социального объекта в четких качественно-количественных характеристиках [10.– С.372].
Источник: Социология. Словарь.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
конструирование индивидом, группой или организацией деятельности, направленной на достижение социально значимой цели и локализованной по месту, времени и ресурсам. Включает в соответствии с задачами описание наиболее существенных свойств создаваемого объекта в нормативно-организационной документации и стандартах, регламентирующих организацию и управление работой, порядок внесения изменений. Как планирование, выполняет специфические функции в развитии социального объекта, определяя последовательность мероприятий и их конструктивные характеристики. Содержит формирование целей и задач; моделирование создания, функционирования и развития объекта, в т.ч. прогноз; проведение социально-изыскательных работ, привязку новой социальной службы к конкретной территории с конкретным населением; реализацию проекта, сопровождение и авторский надзор.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам (В.А. Луков).
П.с. относится к разряду инновационной, творческой деятельности, так как она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. В этой связи чрезвычайно актуальными становятся освоение процесса проектирования, целевая установка которого состоит в том, чтобы овладеть возможностью выстраивать собственные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях. Основными результатами технологии П.с. являются программа и проект.
З.П. Замараева
Лит.: Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. 9-е изд. М.: Моск. гуманитар. ун-т: Флинта, 2010; Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учеб. пособие. СПб.: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов, 1998; Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие. 4-е изд. М.: Академия, 2011.
П.с. относится к разряду инновационной, творческой деятельности, так как она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. В этой связи чрезвычайно актуальными становятся освоение процесса проектирования, целевая установка которого состоит в том, чтобы овладеть возможностью выстраивать собственные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях. Основными результатами технологии П.с. являются программа и проект.
З.П. Замараева
Лит.: Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. 9-е изд. М.: Моск. гуманитар. ун-т: Флинта, 2010; Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учеб. пособие. СПб.: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов, 1998; Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие. 4-е изд. М.: Академия, 2011.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
специфич. деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов планового развития соц. процессов и явлений и с целенаправленным изменением конкретных соц. ин-тов. П.с. является одним из инструментов реализации требований научн. управления. Оно тесно связано с системным подходом к управлению, т. к. эффективность и действенность П.с. могут проявляться только в комплексе с др. элементами Целенаправленной регулирующей деятельности. П.с. используется как один из методов предплановой деятельности, когда разрабатываются возможные варианты решения, принимаемого относительно различн. соц. явлений и процессов. Проектирование (наряду с планированием), будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла давления, обеспечивающий правильную реализацию др. его функций. П.с. в отличие от планирования в меньшей степени обусловливает, детерминирует др. функции управления. Оно допускает многовариантность решений, и тем самым как бы предопределяет направления развития исходя из наличия материальных, трудовых и финансовых ресурсов. По сравнению с планированием П.с. обладает условно директивным характером: подготовка проекта, как правило, связана с решением определенной организации. И в то же время для того, чтобы проект был воплощен в жизнь, он должен стать плановым заданием. П.с. чаще всего связано с поиском оптимальной цели, к-рую необходимо обосновать и потом воплотить в жизнь. Оно является определенным связующим элементом между соц. прогнозированием и планированием с т. зр. средств осуществления намеченных целей. В прогнозировании эти средства, как правило, выступают в самом общем виде, в то время как в плане они максимально конкретизируются. Проектирование обычно направлено на поиск и обоснование такого круга средств, к-рые предполагают возможность их воспроизведения или замены друг друга в различн. ситуациях. Поэтому процесс проектирования нередко связывается с необходимостью подготовки предпроектной документации, после к-рой осуществляется и сам процесс проектирования. Еще одно отличие П.с. от соц. планирования заключается в том, что соц. планы, в том числе и перспективные, строго рассчитаны на тот или иной отрезок времени, в то время как П.с. в зависимости от поставленных целей может предполагать определенные сроки своего осуществления, а может основываться на примерных расчетах, на нек-рых ориентировках, не имеющих строгого временного ограничения. Что касается связи между П.с. и прогнозированием, то последнее не включает все элементы проектирования, т. к., определяя будущее состояние планируемого объекта и возможные пути достижения определенного уровня развития, оно не ставит перед собой задачу непосредственного их воплощения в жизнь. Оно лишь подготавливает базу, основу, опираясь на к-рую, используя проектирование, можно вырабатывать те или иные планы решения соц. проблем. Отмечая исключительно большую важность проектирования, иногда употребляется термин "соц. конструирование". Это поле творч. освоения соц. действительности основывается на том, что наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции. Кроме того, обычно имеется запас внутренних соц. ресурсов, к-рый может быть мобилизован для решения данной соц. задачи. И, наконец, перспективные цели, родственные по содержанию, могут быть заменены одна другой в ходе развития, или одна и та же цель может быть реализована различн. средствами. Лит.: Ханика Ф. Новые идеи в области управления. М., 1969; Антонюк Г.А. Социальное проектирование: некоторые методологические аспекты. Минск, 1978; Коган Л.Н., Панова С.Г. Социальное проектирование: его специфика, функции, проблемы//Проблемы социального прогнозирования. Вып. VI. Красноярск, 1980; Социальное проектирование. М., 1982; Антонюк Г. А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. М., 1986. Ж.Т. Тощенко.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
(СП) - специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых и модернизируемых объектов, процессов и явлений и с целенаправленным изменением их социальных характеристик (Ж.Т.Тощенко). Проект является звеном замкнутого управленческого цикла: целеполагание – проект – программа – план – конструкция – экспертиза – проблематизация результата – новая цель. Широкое понимание проектирования позволяет различать следующие его варианты. Инженерное проектирование – создание новых артефактов: вещей, технических устройств, зданий и т.п. Инженерные проекты – создание функциональной конструкции по заданным параметрам на основе знания естественных свойств объекта. Инженерные проекты, особенно современные, также содержат социальный компонент, поскольку вещная среда является частью жизненного мира человека. Особенно характерны в этом плане градостроительные проекты. Социотехническое проектирование (социальная инженерия) – создание новых социальных систем: коллективов, организаций, целевых групп, социальных институтов и т.п. по заданным принципам и параметрам. Его наиболее распространённым вариантом является организационное проектирование. Основой проектирования выступает нормативный прогноз, представляющий собой научный расчет наиболее оптимального и рационального состояния социальных систем, создающийся для достижения определённых целей. Относительно сложных социальных систем социальная инженерия имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, социально-инженерный подход исходит из того, что социальный реформатор – это демиург, а социальная жизнь – пассивный объект деятельности этого демиурга. Во-вторых, постулируется существование истинных и универсальных закономерностей построения (конструирования) новых объектов и неизменная природа человека: его качеств, потребностей и целей. В-третьих, понимание нового как улучшенного старого. В-четвёртых, отношение к населению как к одному из элементов социальной системы (профессионально-демографической). В-пятых, элиминация населения из процесса проектирования, блокирование самоорганизационных процессов. В результате доминирования в управлении принципов социальной инженерии усиливается разрыв между замыслом и результатом реализации проектов.
Социокультурное проектирование – это создание условий и комфортной жизненной среды для самореализации и саморазвития социальных систем всех уровней, проектирование не столько нового объекта, сколько нового качества социальной жизни. Предметной областью здесь являются не отдельные изолированные объекты, а вся среда обитания и образ жизни человекоразмерных систем. Объектом же проектирования должен быть процесс коммуникации, в ходе которого и возникает среда обитания.
Коммуникация - условие и режим проектирования. Успешные социальные трансформации и создание новых социальных технологий, по сути, невозможны без самосознания, самоопределения и участия в конституировании самих субъектов социального действия. Специфика организации пространства социокультурного проектирования – введение идеологии участия, включение в проектирование пользователя и других заинтересованных лиц. При этом моделируются «портреты» потенциальных пользователей, и все это предполагает самоопределение социального проектировщика. Специфика когнитивных средств социокультурного проектирования в том, что используется не столько знание свойств и конструктивных качеств социальных объектов, сколько схемы анализа ситуаций, схемы организации совместной деятельности, схемы конструирования новой реальности, схемы употребления новых представлений. Основополагающими принципами проектирования являются: проблемно-целевая ориентациия; критический порог модификации; оптимизация зоны ближайшего развития; принцип персонифицированности процесса и результатов проектирования; принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение. Общими методами социокультурного проектирования являются: опрос, эксперимент, социогуманитарная экспертиза. Цель опроса – найти точки сопряжения различных восприятий проблемной ситуации всеми субъектами проектирования и выработать концепцию ситуации, включающую в себя понимание проблем и способов их разрешения. Техника опроса – ситуационно-биографическое интервью полустандартизованного типа. Варианты опроса: опрос населения, опрос экспертов. Эксперимент – метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Социогуманитарная экспертиза – это выявление истинного замысла, обоснованности и вероятности влияния нововведения на человека, на его социальные связи и контакты, на его самочувствие в меняющейся среде, на качество его жизни в целом. Специальными методами социокультурного проектирования являются: социально-исторические обследования, социальное картографирование, матрица идей, вживания в ситуацию, аналогия, мозговой штурм, синектика, анализ проблемной жизненной ситуации, информативно – целевой анализ текстов. См. также: Феноменологический подход, Моделирование социальное.
Лит.: Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. Отв. ред. Т.М. Дридзе. М., 1994; Розин В.М. Эволюция и возможности социальной инженерии // Этюды по социальной инженерии: От утопии к организации. М., 2002; Генисаретский О. Пространственное развитие и стратегическое управление // Стратегическое планирование в муниципальном управлении. Введение в предмет. М., 2000; Глазычев В.Л. Избранные лекции по муниципальной политике // http://www.glazychev.ru/courses/mp/mp.htm, 18.10.2011; Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов/нД., 2001; Теория организаций и организационное проектирование (пособие по неклассической методологии). Под ред. Т.П. Фокиной, Ю.А. Корсакова, Н.Н. Слонова. Саратов, 1997; Пирогов С.В. Топология городской жизни // Вестник Томского гос. ун-та, 2010, № 333;Ж.Т.Тощенко. Социальное проектирование.//Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник. Под ред. Ж.Т.Тощенко.М.,2009. С.В. Пирогов
Социокультурное проектирование – это создание условий и комфортной жизненной среды для самореализации и саморазвития социальных систем всех уровней, проектирование не столько нового объекта, сколько нового качества социальной жизни. Предметной областью здесь являются не отдельные изолированные объекты, а вся среда обитания и образ жизни человекоразмерных систем. Объектом же проектирования должен быть процесс коммуникации, в ходе которого и возникает среда обитания.
Коммуникация - условие и режим проектирования. Успешные социальные трансформации и создание новых социальных технологий, по сути, невозможны без самосознания, самоопределения и участия в конституировании самих субъектов социального действия. Специфика организации пространства социокультурного проектирования – введение идеологии участия, включение в проектирование пользователя и других заинтересованных лиц. При этом моделируются «портреты» потенциальных пользователей, и все это предполагает самоопределение социального проектировщика. Специфика когнитивных средств социокультурного проектирования в том, что используется не столько знание свойств и конструктивных качеств социальных объектов, сколько схемы анализа ситуаций, схемы организации совместной деятельности, схемы конструирования новой реальности, схемы употребления новых представлений. Основополагающими принципами проектирования являются: проблемно-целевая ориентациия; критический порог модификации; оптимизация зоны ближайшего развития; принцип персонифицированности процесса и результатов проектирования; принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение. Общими методами социокультурного проектирования являются: опрос, эксперимент, социогуманитарная экспертиза. Цель опроса – найти точки сопряжения различных восприятий проблемной ситуации всеми субъектами проектирования и выработать концепцию ситуации, включающую в себя понимание проблем и способов их разрешения. Техника опроса – ситуационно-биографическое интервью полустандартизованного типа. Варианты опроса: опрос населения, опрос экспертов. Эксперимент – метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Социогуманитарная экспертиза – это выявление истинного замысла, обоснованности и вероятности влияния нововведения на человека, на его социальные связи и контакты, на его самочувствие в меняющейся среде, на качество его жизни в целом. Специальными методами социокультурного проектирования являются: социально-исторические обследования, социальное картографирование, матрица идей, вживания в ситуацию, аналогия, мозговой штурм, синектика, анализ проблемной жизненной ситуации, информативно – целевой анализ текстов. См. также: Феноменологический подход, Моделирование социальное.
Лит.: Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. Отв. ред. Т.М. Дридзе. М., 1994; Розин В.М. Эволюция и возможности социальной инженерии // Этюды по социальной инженерии: От утопии к организации. М., 2002; Генисаретский О. Пространственное развитие и стратегическое управление // Стратегическое планирование в муниципальном управлении. Введение в предмет. М., 2000; Глазычев В.Л. Избранные лекции по муниципальной политике // http://www.glazychev.ru/courses/mp/mp.htm, 18.10.2011; Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов/нД., 2001; Теория организаций и организационное проектирование (пособие по неклассической методологии). Под ред. Т.П. Фокиной, Ю.А. Корсакова, Н.Н. Слонова. Саратов, 1997; Пирогов С.В. Топология городской жизни // Вестник Томского гос. ун-та, 2010, № 333;Ж.Т.Тощенко. Социальное проектирование.//Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник. Под ред. Ж.Т.Тощенко.М.,2009. С.В. Пирогов
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.
Проектирование социальное
этап управленческой деятельности, связанный с научно обоснованным определением варианта планового развития социальных процессов и явлений, целенаправленного изменения конкретных социальных институтов и отношений. Чтобы управлять развитием того или иного социального процесса, необходимо иметь обоснованный проект его будущего состояния или того возможного варианта развития процесса, который обеспечит данное состояние. Такой проект вырабатывается с помощью П. с., представляющего собой особую форму предплановой деятельности субъекта управления, когда разрабатываются возможные варианты решения тех или иных социальных проблем и задач. Социальный проект это документ (совокупность документов), характеризующий цели, средства и этапы реализации намеченно"! программы действий для осуществления социальных изменений или описывающий (например, с помощью расчетов, графиков и т. п.) будущее состояние социальных объектов, подлежащих плановому изменению. Характер социальных проектов различен: одни могут предусматривать эволюционные изменения, другие революционные. Основные требования к социальным проектам их научность, проверяемость с помощью общественной экспертизы. П. с. допускает многовариантность решений, оно как бы предопределяет множественность направлений развития планируемого процесса. П. с. обладает только условно директивным характером. Хотя подготовка проекта, как правило, связана с решением определенного органа, организации, все же для его воплощения в жизнь он должен стать плановым заданием, т. е. принят другим директивным решением, должен быть обеспечен необходимыми средствами, документацией и т. д. Кроме поиска вариантов решений, воплощения их в проектах, П. с. предусматривает также поиск оптимальных целей социального развития. В этой своей функции оно является связующим элементом между социальным прогнозированием и планированием. Отмечая исключительную важность П. с., иногда употребляют термин «социальное конструирование». Но конструктивная деятельность возникает при наличии принятого проекта, когда встает непосредственная задача его реализации. Социальное конструированиеэто практическое осуществление социального проекта, создание (вызывание к жизни) тех явлений, процессов, структур и т. п., которые предусмотрены последним. В буржуазной социологической литературе процесс П. с. обозначают термином «социальная инженерия», в содержание которого включается решение всего комплекса вопросов, связанных со стабилизацией, укреплением и совершенствованием социальных организмов в условиях капитализма при неизменных его принципиальных основах. Социальная инженерия затушевывает связь «улучшения» буржуазного общества с его экономической и политической основой. Пространство социальное фундаментальная форма общественного существования людей и необходимый ресурс (условие) их социальной деятельности. П. с. охватывает два взаимозависимых уровня осуществления человеческой жизнедеятельности: отношение людей к природе, что предполагает определенную локализацию исторических форм общества в физическом (географическом) пространстве природы, и уровень организации межсубъектных, собственно социальных, связей, где пространственный момент соотносится с определенными социальными системами, характеризует континуум и упорядоченность социальных отношений, их координацию, насыщенность деятельностью и ее результатами. Осуществление людьми производства, обмена и взаимных контактов, размещение поселений, устройство быта, инфраструктур и т. д. включают в себя социальное освоение природного пространства, его определенное упорядочение. Данный аспект изучается исторической и социально-экономической географией, этнографией, социальной экологией и т. д. Исторические формы локализации социальных процессов в пространстве природной среды обитания, которая стала «второй природой» (К. Маркс), зависят ог сущности этих процессов (уровня развития производительных сил, их структуры, превалирования типов технологий, разделения труда, дифференциации общества на группы и классы, образования государств, межгосударственных отношений и т. п.). Здесь предметом особого интереса выступает способ расселения людей. Например, пространственно-социальная среда обитания в городах отражает характер расселения населения, определяемый имущественным, ролевым положением групп жителей, сложившейся системой приоритетов, ценностей, предпочтений и т. д. Изменение экологических, демографических и т. п. факторов может менять сложившуюся конфигурацию, вести к изменению пространственной структуры города. Так, в современных городах трансформируется функциональное назначение их окраин, использование городов-спутников, пригородных зон, близлежащих сельских местностей и т. д. В условиях рыночной экономики, как показано в американской экологической социологии, важное значение в образовании пространственной структуры города играет конкуренция и связанные с нею явления. В свою очередь пагубная практика административнокомандного управления экономикой, жизнью общества в целом в нашей стране привела к территориально-пространственным диспропорциям в размещении производительных сил, в развитии социальной инфраструктуры, проявилась в делении поселений на «перспективные» и «неперспективные», в предпочтении административных центров по отношению к «периферии» (окраинам) в планировании, распределении фондов жилищного, социального развития и т. п. Экологическая локализация социальных процессов отражает их меняющуюся конкретно-историческую сущность, а поэтому пространственная характеристика здесь имеет относительный смысл: на одной и той же территории может разместиться неодинаковое количество тех или иных общественных единиц (поселений, производств и т. д.), различной будет структура их упорядоченного сосуществования. Но система общественных отношений существует не только в пространстве природы, но и, как целостное образование и процесс, является пространством в некоторых своих функциях. Например, в силу столь важной для него функции обращения, капитал образует «пространственную сферу обращения капитала» (К. Маркс), где важно не только «пробегание» овеществленным капиталом каких-то территориальных единиц географического пространства за определенный период времени, но и совокупность, множество происходящих событий купли продажи. Подобно тому, как в релятивистской физике важны не точка пространства или времени, а событие, их множество, для капитала множество событий обмена купли продажи уплотняют пространство обращения. В свою очередь и процесс производства капитала предполагает расширение «пространственной сферы труда», что выражается в увеличивающихся возможностях кооперации, концентрации общественного труда, производительных способностей и сил индивидов: «Капитал это коллективный продукт и может быть приведен в движение лишь совместной деятельностью многих членов общества» (Маркc К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 439). В этом смысле «цивилизующие тенденции» капитала содержатся в самой природе его производства (см. там же. Т. 46. Ч. 1. С. 392). Возникло новое социально-историческое пространство развития всемирная история, которая «...существовала не всегда; история как всемирная история-результат» (там же. С. 47). Всемирно-исторический масштаб (мера) пространства современных общественных процессов проявляется в глобализации рыночных, государственных, политических, идеологических и др. отношений, когда эффективность экономической деятельности немыслима вне мирового рынка, развитие науки, ее технологическое применение не может происходить вне рамок международного обмена информацией, когда решение экологических, гуманитарных проблем требует международной интеграции и т. п. Принятие во внимание масштабов и критериев всемирно-исторического развития сопряжено с ориентацией на общечелоческие ценности в различных сферах человеческой деятельности.
Источник: Социологический справочник