ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ

Найдено 1 определение
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ
различные социологические подходы к анализу становления профессии.
Теоретики функционалистского направления (Э. Дюркгейм, Парсонс, А. Этциони), анализируя характер разделения труда в об-ве, ставят вопрос о том, какие соц. потребности удовлетворяются функциями профессий. Профессионализация здесь представлена как прогрессивный процесс, который обеспечивает «общее здоровье соц. тела» (Э. Дюркгейм) и способствует осуществлению соц. преобразований таким образом, чтобы соц. конфликт и дезинтеграция оставались минимальными.
Проблемы проф. компетентности исследуются в рамках атрибутивного подхода, который рассматривает черты профессии, ее свойства, выясняя, является ли собственно профессией данный вид занятий, может ли он претендовать на статус профессии и привилегии, соответствующие этому статусу. В рамках этого подхода один и тот же вид занятий может быть определен разными авторами как профессия, полупрофессия или непрофессия. Напр., А. Флекснер наиболее важными атрибутами профессии считал вовлеченность в интеллектуальную деятельность, предполагающую индивидуальную ответственность, привлечение науки и обучение в практич. целях, применение знаний посредством технологий, передаваемых через образование, самоорганизацию, альтруистическую мотивацию, наличие проф. самосознания.
В концепции Г. Миллерсона профессия предполагает: применение навыков, основанных на теоретич. знаниях; образование и практич. подготовку для выработки этих навыков; компетентность профессионалов, удостоверенную сертификатом; правила поведения, которые объединяют проф. общность (и утверждаются проф. сообществом); исполнение услуг ради обществ, блага; проф. ассоциации.
Так называемые негативные теории профессионализации опровергают предыдущие версии, не считая возможным ограничиться фиксированным набором атрибутов проф. деятельности. Критич. направление соц. науки, включая марксистское и неомарксистское, в понимании профессии подчеркивает, что каждая профессия стремится поддержать стабильность и неизменность, удержать или захватить власть и положение в стратификационной системе. Социологи радикального и критич. толка считают, что профессия организуется с целью получения наиболее выгодной рыночной позиции. Поэтому профессионализация оказывается процессом создания и контроля рынка определенных услуг, предоставляемых данной профессией, а в конечном итоге стремлением к достижению высокого статуса и восходящей соц. мобильности самих профессионалов. Подход, называемый проф. контролем (the occupational control approach), опирается на теории конфликта и рассмотрение соц. взаимоотношений в качестве полей противоборства различных групп за соблюдение собственных интересов.
Каждая профессия стремится ясно очертить круг задач и проблем, относящихся к ее компетентности, ограничивая проф. взгляд на мир и монополизируя проф. знание как собственность.
Проблематика профессионализации затрагивает также область этнографии работы — анализ повседневной рабочей рутины. Такого рода исследования проводятся в интерпретативной парадигме с применением методов кейс-стади, качеств, подходов к оценке эффективности учреждений и организаций соц. сферы.
См. также: Профессионализм.
Лит.: Социально-психологический портрет инженера / Под ред. В. А. Ядова. — М., 1977; Dürkheim E. Professional Ethics and Civic Morals. — London: Routledge and Kegan Paul, 1957; Freidson E. Professional Dominance. — Chicago: Aldine Publishing Company, 1970; Greenwood E. Attributes of a Profession // Social Welfare Institutions. — London: Wiley, 1965; Millerson G. L. The Qualifying Association. — London: Routledge & Kegan Paul, 1964.
E. P. Ярская-Смирнова

Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF

Профессионализация общества и труда: исторический и теоретический аспекты

Цвык В. А.
Одна из устойчивых тенденций мирового развития профессионализация общества и труда. Этот процесс был связан с изменением отношения к труду в различные общественные эпохи.
Читать PDF

Структура профессионализации в изобразительной и педагогической деятельности. Теоретический и прикла

Чиханова Е. В., Горбунова Г. А.
В статье рассматриваются вопросы возможности развития способностей с реальными возможностями и желанием развиваться обучающихся в различных областях творчества и специальной профессиональной подготовкой в области педагогики и псих
Читать PDF

Прогнозирование психологических эффектов ранней профессионализации детей в спорте: теоретические осн

Горская Г.Б.
В статье рассматриваются возможности прогнозирования психологических последствий ранней профессионализации юных спортсменов на основе сопоставления магистральных направлений психического развития, выделенных в теории Д. Б.