В названии проблемы мы ставим акцент на три составляющих ее компонента: личность, профессионализм в развивающем аспекте, а также социальный работник как субъект и объект этого многогранного, многофункционального, специфического процесса в развитии.
Указанные компоненты проблемы нельзя и нежелательно рассматривать изолированно. Эти термины, различные их понятия, как доказывают теория и практика, неразлучимы, взаимосочетаемы, взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга и раскрывают свою суть в жизнедеятельности каждого специалиста: обучающегося в вузе, работающего в “практическом поле”, выходящего в “зону” управления, науки и практики.
Характеризуя компоненты поставленной проблемы, остановимся на различных позициях философов, психологов, социологов и других ученых в этом аспекте.
Проблема личности в философии — это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и “...чем человек может стать, то есть может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он “сделать” себя самого, создать свою собственную жизнь”.
В своем первоначальном значении слово “личность” обозначало маску, роль, исполнявшуюся актером в греческом театре (сравни с русским “личина”). Личность вне общины или полиса для древнегреческой философии так же нереальна, как биологический орган, оторванный от целого организма. Однако уже в античности возникает проблема несовпадения реального поведения человека и его “сущности”, какой он сам ее видит, и связанные с этим мотивы вины и ответственности. Разнообразные религиозно-философские системы выделяют разные стороны этой проблемы. Если в античной философии личность выступала преимущественно как отношение, то в христианстве она понимается как особая сущность, “индивидуальная субстанция” рационального характера (Боэций), синоним нематериальной души. В философии нового времени, начиная с французского философа Р. Декарта, распространяется дуалистическое понимание личности, на первый план выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе; понятие “личность” практически сливается с понятием “Я”. Английский философ Дж. Локк считал, что “...личность есть разумное мыслящее существо, которое имеет разум и рефлексию и может рассматривать себя как себя, как то же самое мыслящее существо, в разное время и в различных местах...”.
По И. Канту, человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять свое “Я” нравственному закону; если психологическая личность — лишь способность осознания собственной тождественности, то моральная личность — это свобода разумного существа, подчиняющегося “...только тем законам, которые оно (само или по крайней мере совместно с другими) для себя устанавливает”.
Марксистско-ленинская философия как бы уточняет: если “сущность человека” не “...абстракт, присущий отдельному индивиду”, а “...совокупность всех общественных отношений”, то абсолютное противопоставление индивида обществу лишается смысла.
В ходе исторического развития меняются не только преобладающие социальные типы личности, их ценностные ориентации, но и сами взаимоотношения личности и общества. В первобытном обществе отдельный человек не был самостоятельным по отношению к общине. Лишь усложнение и дифференциация общественной деятельности создают предпосылки для автономии личности. Однако процесс этот глубоко противоречив. “...В ходе исторического развития — и как раз вследствие того, что при разделении труда общественные отношения неизбежно превращаются в нечто самостоятельное, — появляется различие между жизнью каждого индивида, поскольку она является личной, и его жизнью, поскольку она подчинена той или другой отрасли труда и связанным с ней условиям” (Маркс К., Энгельс Ф., 1982, с. 77). Это отчуждение достигает своего апогея при капитализме, который, с одной стороны, провозглашает личность высшей социальной ценностью, а с другой — подчиняет ее частной собственности и “вещным” отношениям.
В общей психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. В зависимости от того, в чем именно усматривается такое начало, теории личности подразделяют на психобиологические (У. Шелдон, США), биосоциальные (Ф. Олпорт, К. Роджерс, США), психосоциальные (А. Адлер, К. Хорни и другие неофрейдисты, США), психостатистические (“факторные” — Р. Кеттел, США, Д. Айзенк, Великобритания) и т.д.
Хотя развитие теории личности сильно отстает от эмпирических исследований и в ней много спорного и неясного, вместе с тем в последние десятилетия достигнуты определенные успехи. В свете экспериментальных данных подверглись критике и вынуждены были сдать многие свои позиции односторонние теории личности, такие как фрейдизм, бихевиоризм, персонализм. По-новому поставлены и некоторые старые проблемы.
Однако задача создания общей теории, описывающей регуляцию человеческого поведения на всех уровнях — от организмического до социального включительно, выходит за рамки не только теорий личности, но и психологии в целом. Психологи, занимающиеся изучением личности в собственном смысле слова, обычно суживают свою задачу и видят ядро личности как субъекта сознательной деятельности в мотивационной сфере, выделяя в ее составе потребности, интересы и направленности (С.Л. Рубинштейн).
Гуманистическая парадигма современного образования ставит личность на приоритетное место. При этом смена образовательной парадигмы на современном этапе развития общества выдвигает определенные принципы и тенденции: универсальность знаний, интегративность предметов и форм обучения, целостность и системность образовательного процесса вуза, профессии, форм и методов обучения, специализаций и т.д., фундаментальность подготовки специалистов, вариативность (свобода выбора), многоуровневое образование, развитие высшей школы и др. Сегодня ставятся акценты на иные подходы, иные отношения, иное поведение и даже иной педагогический и преподавательский менталитет в работе.
В деятельности человека, в его делах, практических и теоретических, духовное развитие не столько проявляется, как совершенствуется, корректируется. Вхождение в профессиональную деятельность означает для личности новую “социальную ситуацию развития” (Л.С. Выготский, Л.И. Божович), которая, как известно, оказывает важное формирующее влияние на человека, существенно изменяет и обогащает его мотивационно-потребностную сферу. Именно профессиональная деятельность позволяет удовлетворить различные потребности (специальный анализ проведен американским исследователем Э. Ро, опирающимся на теорию потребностей Маслоу). Особое значение отводится роли деятельности в самоактуализации личности. На этот важный момент в стремлении человека стать личностью, профессионалом через профессиональную деятельность указывают психологи, социологи, педагоги.
Итак, профессия, выбранная человеком, его профессиональная деятельность, служит одним из значимых источников и способов связи с миром, с другими людьми, самореализацией и самоутверждением себя как личности, профессионала. В связи с этим важно подчеркнуть, что профессиональные достижения, результативность, их оценка окружающими людьми оказывают существенное влияние на формирование и развитие многих важных личностных особенностей, таких как самооценка, саморефлексия, уверенность в себе и др. Сюда же можно отнести и достижение определенного статуса, места в обществе. Профессия, выбранная адекватно интересам и возможностям личности, вносит весьма весомый вклад в поддержание у нее ощущения благополучия, душевного равновесия, комфорта.
Существенная характеристика личности и деятельности — профессионализм, который выступает определенным показателем успешности и результативности того или иного вида труда.
В последние годы изучением теоретико-методологических и практических основ профессионализма личности и деятельности занимается научное направление акмеология (от греч. слова “акме” — вершина, расцвет, высшая точка, зрелость). Впервые понятие акмеологии в научную терминологию ввел Н.А. Рыбников в 1928 г., который предложил выделить акмеологию как науку, изучающую особенности развития зрелого человека. “...Человек, его жизнь мне всегда казались наиболее интересными из всего того, что вообще существует, — писал Н.А. Рыбников. — Отсюда мой интерес к жизненному пути человека, его биографии”. (Рыбников мечтал о создании Центра всестороннего, систематического, длительного изучения человека на всех стадиях его развития, наряду с детством должен быть изучен и зрелый возраст (акмеология), и старческий (геронтология)) (Неосуществимые мечты. Из автобиографии Н.А. Рыбникова — одного из первых сотрудников психологического института // Вопросы психологии. 1993. № 1).
В идеях П.А. Рыбникова в 30-е гг. заложена концепция современного человекознания, сочетающая антропологический, системно-целостный, непрерывный личностно-развивающий (акмеологический) подходы. В дальнейшем эти мысли получили развитие в исследованиях Б.П. Ананьева. В настоящее время большая группа исследователей занимается различными аспектами акмеологии (О.С. Анисимов, И.Д. Багаева, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.П. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.И. Лященко, А.К. Маркова, А.П. Ситников, Ю.В. Синягин, Е.А. Яблокова и др.).
В понимании Н.В. Кузьминой, акмеология — новое направление в науке, которое развивается на междисциплинарной основе и погранично с педагогикой, психологией, этикой, частными методиками. Задача акмеологии, подчеркивает Н.В. Кузьмина, — помощь в выборе эталонов, формировании адекватных мотивов, достижений и т.д. Если такой позиции не будет, то многие личности, даже обладающие значительным потенциалом, не смогут достичь вершин в своем развитии, в своей профессии (Кузьмина, 1990).
В.П. Зазыкин рассматривает профессионализм как своеобразную норму регуляции поведения и деятельности, накладывающей на субъект деятельности определенные обязательства. Он считает, что профессионализм связан с индивидуальным стилем деятельности (Зазыкин, 1994).
А.К. Маркова дает толкование термина “профессионализм” в двух смыслах. Профессионализм означает совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Такое понимание исследователь называет “нормативным профессионализмом”. В другом смысле это слово употребляется, когда говорят, что этому человеку присущ профессионализм. Здесь “профессионализм” понимается как нормативный набор психических качеств, и профессионализм становится внутренней характеристикой личности человека. Такое понимание означает “реальный профессионализм” конкретной личности (Маркова, 1996).
Как следует их вышеизложенного, профессионализм личности социального работника — это не только высокая компетентность, квалификация специалиста, оптимальные результаты его деятельности, но и наличие личностно-психологических компонентов — ценностных ориентаций, мотивации, способностей, качеств и черт характера и др. При анализе и оценке профессионализма социального работника важное значение имеет то, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентаций он исходит, какие мотивы заложены в его деятельности, ради чего он занимается этой сложной работой и т.д.
Другими словами, в развитие профессионализма личности и ее деятельности вкладывается личностный смысл, т.е. “значение для меня”. Такая позиция в акмеологии обозначается как личностно-мотивационный подход к профессиональной деятельности (Л.Н. Лесохина, К.М. Бодрова. Е.М. Борисова, А.П. Ситников и др.). Представители такого подхода особое внимание уделяют мотивации деятельности, качествам личности специалиста, считая особо важными для развития профессионализма, мастерства положительное отношение к профессии, эмоциональную вовлеченность в нее.
Вместе с тем по мере овладения профессионализмом, подчеркивает Е.М. Борисова, происходит развитие, упрочение и стабилизация профессиональной мотивации, совершенствуются качества личности, изменяется самооценка и уровень профессиональных притязаний (Борисова, 1981).
Рассматривая аспекты профессионализма личности и деятельности как показатели профессионального и личностного становления и развития специалиста социальной сферы, считаем необходимым дать понятийную характеристику некоторых терминов. В частности, исследователями широко употребляется понятие “профессиональное становление” для обозначения процесса овладения профессией.
“Становление” определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова (1978) как “возникновение, образование чего-то в процессе развития”. Профессиональное становление — развернутый во времени процесс, включающий в себя определенные этапы, стадии, каждая из которых имеет особые характеристики тех психофизических и социально-психологических особенностей, которые обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности (Борисова, 1995). В этом контексте наиболее близким ему по смыслу является понятие “профессиональное развитие”, которое предусматривает закономерное изменение индивида и личности в ходе профессиональной деятельности и, как всякий процесс развития, характеризуется количественным, качественным и структурным преобразованием, обеспечивающим нормальное функционирование человека как субъекта труда. Данные термины обозначают совершенно определенную стадию формирования личности — стадию овладения профессией с момента ее выбора, овладение профессионализмом, мастерством, и, что важно, этот процесс обладает динамичностью, незавершенностью.
Становление и организация новых социальных структур, социальных служб в нашем обществе вызывают острую потребность в профессионально-квалифицированных кадрах. В настоящее время в социальных службах работают представители различных профессий, не имеющие специального профессионального образования. Это послужило основной причиной организации научно-методической помощи социальным работникам в форме профессиональной подготовки школы-семинара. Деятельность школы позволила не только сформировать “практическое поле” социальной работы на научнотеоретической, технологической основе, но и одновременно подготовить базовые учебно-опытные площадки для студентов, будущих социальных работников.
Как показывает практика, исследования, наблюдения и анализ деятельности работающих кадров, большинство из них испытывают затруднения и сложности в своей работе. У большинства работающих кадров отмечаются затруднения психолого-педагогического, социально-технологического, коммуникативного характера — неумение установить контакт с клиентом, построить диалог с людьми разного возраста и пола, поставить правильный диагноз, спроектировать действия свои и клиента, найти допустимую меру “вмешательства” в семью, в личную жизнь человека, определить пути и формы выхода из проблемной ситуации, оптимальные приемы ее решения, побуждать (стимулировать) клиента к активной позиции и поиску самозащиты, сам реализации и т.д. Сложности возникают при выполнении диагностической и прогностической функций в социальной работе.
Имеются трудности и иного характера: при выполнении различных функциональных ролей в практике социальной работы, зависящих от ситуации — “посредника”, “агента”, “менеджера”, “консультанта”, “брокера” и т.д. Многие социальные работники в самоанализе отмечают затруднения, обусловленные поверхностным знанием юридических законов, различных санитарно-медицинских аспектов, вопросов финансирования и делопроизводства и др.
А.А. Бодалев считает, что “профессионализм” это “не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности” (цит. по: Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России. М.: Наука, 1995). Таким образом, профессионализм — это высокий и устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшего эффекта в профессиональной деятельности.
Основными слагаемыми совершенствования профессионализма выступают следующие условия:
— личностная и профессиональная направленность (мировоззрение, потребности, интересы, ориентации, склонности, способности, качества личности, стиль деятельности и др.);
— владение знаниями информационно-теоретического, прикладного характера;
— профессионально-технологический компонент, умения и навыки, способствующие успешному выполнению деятельности.
В этом плане следует выделить три фактора, влияющих на становление специалиста-профессионала, на развитие профессионализма личности и деятельности.
Первый фактор носит характер общего социального контекста: “цена” той деятельности, которой должен или занимается человек.
В современном обществе происходит принятие и понимание значимости относительно новой профессии “социальная работа”. Однако востребованность в специалистах-профессионалах пока еще невысока. Общественное мнение отражает взгляд, что социальной работой могут заниматься все — у кого доброе сердце и кто обладает гуманно-нравственными качествами.
Второй фактор — наличие эталона личности социального работника и профессиональной деятельности; определение функций, обязанностей, прав специалиста любого профиля, специализации; освоение технологии социальной работы с отдельным человеком, группой людей, в зависимости от проблемы и алгоритма ее разрешения.
Третий фактор — личность самого работника, его потенциал, качества, свойства, мотивация, интересы; готовность к профессиональной деятельности и т.д.
Наличие и признание объективных факторов (качество полученного воспитания, образования и развития личности в предшествующие годы, качество базового профессионального образования в подготовке специалиста, будущая профессиональная среда на производстве, социально-экономические условия жизни и деятельности, отношение общества к профессии “социальная работа”, его моральный и правовой статус и др.) создают определенную платформу (базу) для дальнейшего профессионально-личностного развития, саморазвития специалиста, достижения (или недостижения) профессионального мастерства в деятельности.
Профессионализм — это норма, т.е. те требования, которые предъявляются к социальному работнику обществом и закреплены в нормативных документах.
Показатели успешности и эффективности личности, характеризующие профессионализм:
Первый уровень включает в себя характеристику объективных и субъективных показателей общего плана, которые находят отражение в личности и деятельности студентов старших курсов: соответствие выбранной профессии личностным параметрам человека; соответствие личности требованиям этой профессии; ее стремление и готовность вносить свои профессиональные знания и умения в социальную практику; достаточно высокая продуктивность используемых технологий в плане социальной помощи, адаптации, реабилитации человека, группы лиц с различными проблемами.
Второй уровень характеризует показатели профессионализма, присущие специалисту-профессионалу той или иной специализации: процессуальный (эффективность используемых методов, приемов, техники в социальной работе); нормативно-этический (соответствие личности и деятельности квалификационным требованиям и этическим принципам, нормам, стандартам); наличный базис личности и деятельности (уровень готовности личности специалиста и его деятельности в настоящее время); результативный (качество эффективности, результативности социальной работы, профессиональное состояние личности в данной области деятельности); прогностический (стремление “проектироватъ” свой профессиональный уровень как личности, так и деятельности в достижении “акме”); профессиональная обучаемость (желание, мотивация) постоянно повышать профессионально-личностный уровень, изучать опыт коллег, стремление к самообразованию, саморазвитию); активная социальная позиция, конкурентоспособность личности и профессии (понимание, что “выживает, процветает тот, кто делает работу лучше, эффективнее”).
Данный уровень характеризует высокий профессионализм личности и деятельности, но он носит в основном функциональнорепродуктивный характер, включая элементы творчества, индивидуальности личности и деятельности.
Третий уровень составляют не только вышеперечисленные характеристики профессионализма, но и дополнен такими показателями, как творчество, индивидуальность, новаторство. Вместе с тем нельзя исключать, что данные компоненты в отдельных случаях присутствуют и проявляют себя в характеристике профессионализма предыдущих уровней.
Н.Б. Шмелева
Лит.: Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990; Локк Д. Избранные философские произведения. Т. 1. М., 1960; Зазыкин В.П. Психолого-акмеологические основы деятельности специалиста в особых условиях: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 1994; Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. М., 1982; Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996; Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1981; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1, 2. М., 1989.