Профессиональная этика журналиста

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Профессиональная этика журналиста
Система ориентиров, который регулируют в сложной ситуации морального выбора профессиональное поведение журналиста. Основные представления профессиональной этики журналиста образуют нормативную базу, на которой основывают свою деятельность органы саморегулирования журналистского сообщества.

Источник: Словарь журналистских терминов

Профессиональная этика журналиста
(греч. ἦθος – нрав, обычай) Система моральных принципов и стандартов поведения журналиста, регулирующих его профессиональную деятельность; область этики, изучающая нормы, ценности, правила, стандарты творческого поведения в журналистской среде; одна из форм саморегулирования профессиональной деятельности, где субъектом и объектом одновременно выступает профессиональное журналистское сообщество. Этическому регламентированию подлежат взаимоотношения журналистов с владельцами, менеджментом, органами власти, источниками информации, героями (персонажами) материалов, аудиторией, коллегами. Совокупность выработанных сообществом этических норм фиксируется, как правило, в кодексах, хартиях, декларациях. В России все эти принципы и стандарты прописаны в Кодексе профессиональной этики журналиста. Первый Кодекс профессиональной этики журналиста был принят на съезде Союза журналистов СССР в 1991 г. Его редакция была неизменной вплоть до 2018 г., когда в год своего столетнего юбилея Союз журналистов России заявил о том, что «приступает к разработке собственного Профессионального кодекса этики», которая «будет проходить максимально открыто, в обсуждении и внесении в него дополнений будут участвовать члены союзов журналистов из всех регионов страны, будет изучен и использован обширный опыт зарубежных коллег». Определен перечень некоторых принципов, фиксирующих признание журналистами своих обязанностей перед обществом на глобальном уровне. Это право граждан на достоверную информацию, объективное освещение событий, социальная ответственность журналиста, профессиональная честность, общественный доступ к информации и участие в СМИ, уважение частной жизни и достоинства, уважение общественных интересов, всеобщих ценностей и многообразия культур, борьба против войн и других бед, грозящих человечеству, развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка. Медиаэтика – понятие более широкое, включающее в себя всю совокупность принципов и стандартов поведения различных профессий медиасферы, а также научное направление, включающее изучение вопросов профессиональной этики в сфере медиа.
Литература Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. ‑2‑е изд., испр. и доп. – М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 2003. Лазутина Г В. Профессиональная этика журналиста: учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. МакКуэйл Д. Журналистика и общество. – М.: МедиаМир; Фак. журн. МГУ, 2015.

Источник: Отечественная теория медиа основные понятия. Словарь. Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. -Москва. 2019

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
7.36 мб

Профессиональная этика журналиста : авторская позиция и субъективность

Артишевская Т. М.
Автор статьи рассматривает проблему объективной и субъективной подачи журналистского материала с точки зрения восприятия аудитории и этических принципов журналиста.
Читать PDF
223.34 кб

КОНТРОЛЬ И ЭТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ

Байтимерова Светлана Ильгизовна, Богомазова Людмила Вадимовна, Григорьева Евгения Александровна, Казун Анастасия Дмитриевна
Рассмотрена профессиональная деятельность экономических журналистов в России в условиях неблагоприятной институциональной среды.