ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТOВКА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Профессиональная подготовка
формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач.

Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов

Подготовка профессиональная
уровень профессиональных навыков или умений, полученных в результате специального профессионального обучения.
- Начальная профессиональная подготовка - профессиональные знания и умения, полученные в результате теоретического и практического обучения в системе начального профессионально-технического обучения (профтехучилища, технические училища).
- Средняя профессиональная подготовка - профессиональные знания и умения, полученные в результате обучения (теоретического и практического) в системе среднего профессионально-технического образования (техникумы, колледжи, медицинские, педагогические, музыкальные, хоровые, эстрадные училища).
- Высшая профессиональная подготовка - – профессиональное образование, полученное в результате обучения в системе высших учебных заведений (академии, институты, университеты, высшие военные училища).
- Послевузовская профессиональная подготовка - повышение теоретических и практических навыков в рамках конкретной (узкой) специальности.
- Дополнительная профессиональная подготовка - повышение теоретических и практических знаний и умений в рамках имеющейся узкой специальности с последующим получением более высокого разряда, сертификата, квалификационной категории.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
1. Совокупность специальных знаний, умений и навыков, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии. 2. Процесс краткосрочного освоения работниками организации навыков, необходимых для выполнения определенной работы.
Краткосрочное усвоение навыков следует понимать как получение в сжатые сроки новых знаний и умений, достаточных для работы в иных условиях (напр., в связи с освоением нового оборудования, прогрессивных технологий или методов работы).
П. п. (в отличие от проф. образования) характеризуется относительной независимостью от образовательного ценза обучающихся и не сопровождается повышением их образовательного уровня. 3. Процесс подготовки работников в видах занятости, не требующих высокой квалификации и специального образования (напр., подготовка работников малоквалифицированного труда).
П. п. в России обеспечивается системой образовательных учреждений начального проф. образования, учебно-производствен-ных мастерских, на учебных участках и специальных курсах организаций, заинтересованных в подготовке кадров. П. п. может осуществляться также путем индивидуального обучения квалифицированным специалистом по месту работы (наставничество).
См. также: Повышение квалификации, Профессиональная пригодность.
Лит.: Иглин В. А. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников организации в условиях рыночной экономики // Трудовое право. 2003. № 12; Комментарий к закону Российской Федерации об образовании. — М., 1998; Требования к содержанию дополнительных образовательных программ. — М., 1997; Энциклопедия профессионального образования. — М., 1999. Т. 2.
И. А. Бессонова

Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТOВКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТOВКА в СССР, гос. система мероприятий по подготовке специалистов для нар. х-ва; включает проф. ориентацию и проф. отбор молодежи, обучение в уч. заведениях разл. типов, обучение рабочих непосредственно на предприятиях и в орг-циях. П. п. наряду с повышением квалификации уже занятого нас. имеет важное значение для развития народонас. П. п. нас. вместе с демографич. политикой и политикой в области здравоохранения является важнейшей частью социально экон. политики гос-ва. Режим воспроиз-ва нас., его терр. особенности и прогнозы в области рождаемости имеют важное значение для формулирования текущих и перспективных задач П. п.

В СССР существуют след. типы уч. заведений, в к-рых молодые поколения получают П. п. высшие уч. заведения; средние спец. уч. заведения; проф.-технич. уч. заведения. Соотношение числа учащихся в этих уч. заведениях составляло в 1965/66 уч. году 42:40:18, в 1981/82 - 38:33:29. Всего П. п. в уч. заведениях в 1965/66 проходило 9221 т. ч., а число рабочих и служащих, обученных новым профессиям и специальностям на предприятиях и в орг-циях, составляло 4900 т. ч., в 1982/83 - соотв. 13 561 и 7200 т. ч.

Масштабы П. п. нас. и ее уровень в известной мере определяют уровень социально-экон. развития страны и ее будущие потенциальные возможности. Увеличение числа обучающихся вторым и смежным профессиям отражает рост влияния законов перемены труда, развития народонас. и имеет важное значение для преодоления естеств. ограниченности притока трудовых ресурсов. Численность молодежи, к-рая будет обучаться в уч. заведениях разл. типов, дающих П. п., устанавливается в планах на основе балансовых расчетов молодежи, оканчивающей 8-е и 10-е классы общеобразоват. школы.

В области П. п. молодежи проводится единая гос. политика образования и воспитания молодых поколений. В 1984-90 осуществляется реформа общеобразоват. и проф. школы, направленная на дополнение всеобщего ср. образования молодежи ее всеобщим проф. образованием. Реформа призвана улучшить трудовое воспитание и проф. ориентацию школьников на основе соединения обучения с производительным трудом и подготовку квалифипир. рабочих кадров в проф.-технич. училищах. Осн. мероприятия этой реформы осуществляются с учетом нац. особенностей и местных условий. Складывается единая система общего ср. и проф. образования, структура к-рой предусматривает трудовую и проф. подготовку молодежи в 10-11 классах общеобразоват. школы, в проф.-технич. училищах и в ср. спец. уч. заведениях, при этом трудовое обучение в 10-11 классах сочетается с овладением массовыми профессиями, требующимися для материального произ-ва и непроизводств. сферы.

Источник: Демографический энциклопедический словарь