Профессиональная пригодность
Профессиональная пригодность
вероятностная характеристика, отражающая возможности человека в выполнении какойлибо профессиональной деятельности.
Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов
Профессиональная пригодность
совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда [52, 105].
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
Профессиональная пригодность
совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии. Она формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности при наличии положительной мотивации; ее возникновению и упрочнению способствуют система материальной и моральной стимуляции, удовлетворение, получаемое от деятельности, осознание общественной значимости ее результатов и др.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Профессиональная пригодность
комплекс качеств индивида, требующихся для обучения и дальнейшего эффективного труда в той или иной профессиональной области. Данные качества могут быть прижизненно сформированы в достаточно широком диапазоне. Но время, необходимое для формирования профессиональной пригодности к определенной области, существенно зависит от природных данных индивида, его мотивации и уже имеющейся профессиональной подготовки. Для выявления индивидуальной профессиональной пригодности на основе использования психологических, психофизиологических, медицинских, антропологических критериев применяют различные методические средства: тесты достижений, тесты уровня профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики мотивации.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ
совокупность психологических и психофизиологических особенностей, необходимых и достаточных для достижения, при наличии специальных знаний, умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда.
В понятие П. п. входит также удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.
П. п. можно судить по успешности овладения профессией и удовлетворенности своей работой. Степень П. п. определяется соответствием свойств данного индивида требованиям профессии. Профессиональный психологич. отбор общественно важен. Напр., в сферу обслуживания нежелательно принимать грубиянов, не владеющих литературным языком, и т. п.
См. также: Адаптация в трудовой сфере, Профессиональная консультация.
Лит.: Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. — М.: «Наука», 1970; Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996; Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.; Воронеж, 1996; Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. — М.: «Логос», 1996.
Н. И. Шаталова
В понятие П. п. входит также удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.
П. п. можно судить по успешности овладения профессией и удовлетворенности своей работой. Степень П. п. определяется соответствием свойств данного индивида требованиям профессии. Профессиональный психологич. отбор общественно важен. Напр., в сферу обслуживания нежелательно принимать грубиянов, не владеющих литературным языком, и т. п.
См. также: Адаптация в трудовой сфере, Профессиональная консультация.
Лит.: Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. — М.: «Наука», 1970; Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996; Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.; Воронеж, 1996; Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. — М.: «Логос», 1996.
Н. И. Шаталова
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.
Пригодность профессиональная
совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, комплекс качеств, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии. Не дана человеку изначально, но формируется в обучении и последующей профессиональной деятельности при наличии положительной мотивации. Ее появлению и упрочению способствуют система материальной и моральной стимуляции, удовлетворение, получаемое от деятельности, осознание общественной значимости ее результатов и пр. Такие качества можно прижизненно сформировать в достаточно широком диапазоне. Но время, нужное для формирования профессиональной пригодности к определенной области, существенно зависит от природных данных индивида, его мотивации и уже имеющейся профессиональной подготовки.
В отношении большинства профессий, не требующих жестко определенных психических и психофизиологическим качеств, прогнозирование самой возможности формирования профессиональной пригодности или ее темпа неправомерно. Решающее значение для подобного прогноза имеет характеристика мотивации и рациональности обучения. Когда профессия требует особенностей, не поддающихся развитию, окончательный прогноз делается в зависимости от наличия этих особенностей.
В отношении большинства профессий, не требующих жестко определенных психических и психофизиологическим качеств, прогнозирование самой возможности формирования профессиональной пригодности или ее темпа неправомерно. Решающее значение для подобного прогноза имеет характеристика мотивации и рациональности обучения. Когда профессия требует особенностей, не поддающихся развитию, окончательный прогноз делается в зависимости от наличия этих особенностей.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ
наличие у человека качеств, необходимых и достаточных для эффективной работы в рамках той или иной профессии. П.п. определяется по совокупности критериев, среди которых важное место занимают медицинские показатели, а также наличие профессионально важных психофизиологических качеств. Эти качества оцениваются в исследованиях, учитывающих типологические и индивидуальные особенности высшей нервной деятельности человека. Для многих профессий учитывается состояние сенсорных систем, особенно зрения и слуха. В некоторых случаях оказывается необходимым учет социально-психологических критериев.
Решая задачу оценки и прогнозирования П.п., необходимо учитывать как профессионально значимые устойчивые психофизиологические свойства личности, так и другие характеристики: антропометрические данные, физическое развитие и состояние здоровья кандидатов на соответствующие специальности. Многие профессии сопряжены не только с выполнением набора специфических рабочих операций, но и с особенностями режима труда и отдыха (сменный труд с ночной занятостью, дежурство за пультом контроля технических систем), с влиянием производственной среды и воздействием экстремальных факторов (работа на Севере, в Заполярье). Не все люди в необходимой мере и в приемлемые сроки могут овладеть профессией, предъявляющей особые требования к состоянию здоровья, приспособиться к специфическим условиям работы по данной специальности.
При определении П.п. недостаточно оценить какое-то одно психофизиологическое свойство, даже если оно и является весьма важным. Для оценки психофизиологических свойств, выделенных в результате профессиографического анализа деятельности, используются соответствующие методики, обладающие необходимой надежностью и прогностической валидностью: индивидуальное обследование с применением аппаратурных методик; групповое обследование с использованием бланковых психофизиологических тестов; индивидуальная беседа и наблюдение по заранее составленным планам; моделирование основных элементов профессиональной деятельности. П.п. для конкретной деятельности базируется на определенных психологических, психофизиологических, антропологических, медицинских и других критериях. Для определения уровня П.п. применяются психологические тесты достижений, тестирование профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций и др.
В процессе профессионального отбора оценка П.п. проводится по принципу деления контингента на группы: пригодные, непригодные и условно пригодные. Непригодными считаются лица, которые не могут быть успешны в данной профессии. К условно пригодным относятся кандидаты в профессию. В ходе тренировки при достаточно сильной положительной мотивации происходит успешное развитие отдельных профессионально важных функций, после чего лица из категории условно пригодных переходят в категорию пригодных для работы в данной профессии.
П.п. не врожденное качество человека. Она формируется в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях. Со временем формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность. Складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями общения и т.п.
Время, необходимое для формирования П.п., зависит от природных данных человека, уровня его мотивации и полученной подготовки (знаний, умений, навыков). В разных профессиях и при разных условиях каждый из этих факторов имеет различный удельный вес в общей картине П.п. человека. Формирование П.п. — всегда индивидуальный процесс.
А.К. Быков
Лит.: Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: ПЕР СЭ, 2006; Профессиональная пригодность // Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: Словарь. 3-е изд. М.: Акад. Проект, 2005.
Решая задачу оценки и прогнозирования П.п., необходимо учитывать как профессионально значимые устойчивые психофизиологические свойства личности, так и другие характеристики: антропометрические данные, физическое развитие и состояние здоровья кандидатов на соответствующие специальности. Многие профессии сопряжены не только с выполнением набора специфических рабочих операций, но и с особенностями режима труда и отдыха (сменный труд с ночной занятостью, дежурство за пультом контроля технических систем), с влиянием производственной среды и воздействием экстремальных факторов (работа на Севере, в Заполярье). Не все люди в необходимой мере и в приемлемые сроки могут овладеть профессией, предъявляющей особые требования к состоянию здоровья, приспособиться к специфическим условиям работы по данной специальности.
При определении П.п. недостаточно оценить какое-то одно психофизиологическое свойство, даже если оно и является весьма важным. Для оценки психофизиологических свойств, выделенных в результате профессиографического анализа деятельности, используются соответствующие методики, обладающие необходимой надежностью и прогностической валидностью: индивидуальное обследование с применением аппаратурных методик; групповое обследование с использованием бланковых психофизиологических тестов; индивидуальная беседа и наблюдение по заранее составленным планам; моделирование основных элементов профессиональной деятельности. П.п. для конкретной деятельности базируется на определенных психологических, психофизиологических, антропологических, медицинских и других критериях. Для определения уровня П.п. применяются психологические тесты достижений, тестирование профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций и др.
В процессе профессионального отбора оценка П.п. проводится по принципу деления контингента на группы: пригодные, непригодные и условно пригодные. Непригодными считаются лица, которые не могут быть успешны в данной профессии. К условно пригодным относятся кандидаты в профессию. В ходе тренировки при достаточно сильной положительной мотивации происходит успешное развитие отдельных профессионально важных функций, после чего лица из категории условно пригодных переходят в категорию пригодных для работы в данной профессии.
П.п. не врожденное качество человека. Она формируется в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях. Со временем формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность. Складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями общения и т.п.
Время, необходимое для формирования П.п., зависит от природных данных человека, уровня его мотивации и полученной подготовки (знаний, умений, навыков). В разных профессиях и при разных условиях каждый из этих факторов имеет различный удельный вес в общей картине П.п. человека. Формирование П.п. — всегда индивидуальный процесс.
А.К. Быков
Лит.: Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: ПЕР СЭ, 2006; Профессиональная пригодность // Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: Словарь. 3-е изд. М.: Акад. Проект, 2005.