показатель качества трудовой деятельности в рамках своей профессии.
Критерий П. у. — продуктивность работника, качество труда, безошибочность действий, уровень сложности выполняемых работ, оригинальность приемов работы, способность к экономной трате сил в течение рабочего дня, стабильность работоспособности в экстремальных условиях, гибкость (способность к изменению стратегии или способов выполнения работы), разносторонность (умение найти решение нестандартной проблемы), уравновешенность при нервно-психических затратах, степень удовлетворенности трудом. П. у. зависит также от ряда соц. свойств личности: увлеченности работой — безразличия, сознания долга — безответственности, мобилизованности — отчужденности и т. п. Чем сложнее труд, тем больше требований к оценке П. у. Можно выделить четыре уровня успешности. Номинальный, ученический — трудовой процесс основан на методе «проб и ошибок», еще не сформирован образ профессии, и работник не отдает себе отчета в том, что он может не справиться с работой. На этом этапе он нередко растерян и с трудом обходится без наставников. Потенциальный уровень наступает при формировании деловых знаний и умений; формируется отношение к профессии. На более высоком — перспективном — уровне работник способен к самоанализу своих достижений и неудач. Оптимальный уровень — не просто знание того, что и как делать, но и поиск наилучших, экономичных, наиболее эффективных путей выполнения работы.
В психологич. теории Д. Мак-Клелланда описанные стадии п.у. определяются как стадии избежания наказаний и целеустремленного достижения личностных целей. Первая стадия в онтогенезе свойственна ребенку, в филогенезе — осваивающему соц. роль.
См. также: Профессионализм.
Лит.: Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов н/Д: «Феникс», 1996; Маркова А. К Психология профессионализма.— М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996; Шаталова Н. И. Трудовой потенциал работника: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Н. И. Шаталова