ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ
утрата положительной мотивации к выполнению профессиональных обязанностей в результате перенапряжения центральной нервной системы, проявляется в негативных эмоциях по отношению к своей трудовой деятельности, психическому отторжению того, что с ней связано. Средства профилактики П.В. - аутотреннинг, музыкотерапия и другие психокоррекционные мероприятия, а также рациональное чередование труда и отдыха.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ
(эмоциональное сгорание) — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Термин “эмоциональное выгорание” — burnout — был предложен американским психиатром Дж.Х. Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как “эмоциональное сгорание” или “профессиональное выгорание”.
Синдром эмоционального выгорания проявляется: а) в чувстве безразличия, эмоциональном истощении, изнеможении (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); б) дегуманизации (развитии негативного отношения к своим коллегам и клиентам); в) негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостатке чувства профессионального мастерства.
Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в возникновении синдрома эмоционального выгорания — личностный, ролевой и организационный.
Личностный фактор. Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы, никак не влияют на эмоциональное выгорание. Но у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, у них отсутствует связь мотивации (удовлетворенность оплатой труда) и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом. Испытывающие недостаток автономности (“сверхконтролируемые личности”) более подвержены “выгоранию”. Фрейденберг описывает “сгорающих” как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей и одновременно неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичных), “пламенных” и легко солидаризирующихся. Е. Максер (Маxer) пополняет этот список “авторитаризмом” (авторитарным стилем руководства) и низким уровнем эмпатии. В. Бойко указывает на следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.
Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.
Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивным общением, подкреплением его эмоциями, интенсивным восприятием, переработкой и интерпретацией получаемой информации и принятием решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе “руководитель — подчиненный”, так и между коллегами.
Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания — наличие психологически трудного контингента, с которым приходится иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, “трудные” подростки и т.д.).
Е.Г. Сорокина
Лит.: Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005.
Синдром эмоционального выгорания проявляется: а) в чувстве безразличия, эмоциональном истощении, изнеможении (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); б) дегуманизации (развитии негативного отношения к своим коллегам и клиентам); в) негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостатке чувства профессионального мастерства.
Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в возникновении синдрома эмоционального выгорания — личностный, ролевой и организационный.
Личностный фактор. Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы, никак не влияют на эмоциональное выгорание. Но у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, у них отсутствует связь мотивации (удовлетворенность оплатой труда) и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом. Испытывающие недостаток автономности (“сверхконтролируемые личности”) более подвержены “выгоранию”. Фрейденберг описывает “сгорающих” как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей и одновременно неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичных), “пламенных” и легко солидаризирующихся. Е. Максер (Маxer) пополняет этот список “авторитаризмом” (авторитарным стилем руководства) и низким уровнем эмпатии. В. Бойко указывает на следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.
Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.
Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивным общением, подкреплением его эмоциями, интенсивным восприятием, переработкой и интерпретацией получаемой информации и принятием решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе “руководитель — подчиненный”, так и между коллегами.
Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания — наличие психологически трудного контингента, с которым приходится иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, “трудные” подростки и т.д.).
Е.Г. Сорокина
Лит.: Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005.