ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Профессиональный союз
по законодательству РФ - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ
(профсоюз) — коллективная организация групп наемных работников для защиты своих прав и интересов.
В рыночной экономике в силу различий интересов между работниками и работодателями П. с. наемных работников является инструментом, призванным относительно уравновесить неравенство соц. ресурсов двух сторон трудовых отношений. Исторически П. с. появились на ранней стадии развития капитализма в западных странах, сначала стихийно, как форма взаимопомощи между рабочими. Затем они институционализировались и приобрели легальный статус. Но официальное признание было достигнуто путем коллективной борьбы. В этой фазе их становления профсоюзы рассматриваются как завоевание рабочего движения, в социологич. теории — под углом зрения концепций соц. действия и соц. движений.
После революции 1917 г. в СССР П. с. стали создаваться преимущественно сверху как органы общей партийно-государственной системы, «приводные ремни партии». В этой функции они представляли организации, ответственные за осуществление произв. планов и контроль дисциплины труда, но также осуществляли обратную связь с руководящими органами КПСС, информируя о проблемах работников.
Российские П. с. в полноценном смысле возродились на рубеже 80—90-х гг., причем новые свободные профсоюзы начали появляться «снизу», часто в процессе трудовых конфликтов с администрацией и работодателем и до того, как были приняты соответствующие законы, признающие новые П. с. Процесс их создания соответствовал классич. схеме завоевания права на коллективную организацию работников наемного труда с целью отстаивания их интересов. Федеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» (от 12 января 1996 г., № 10-ФЗ) определяет профсоюз как «добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов» (ст. 2). В соответствии с международными нормами закон устанавливает, что П. с. независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти и местного самоуправления, работодателей и их объединений, политических партий (ст. 5, п. 1).
России за годы реформ численность членов профсоюзов сократилась на одну треть из-за спада произ-ва, закрытия части предприятий, а также из-за появления и увеличения количества частных мелких и средних предприятий, на которых профсоюзы отсутствуют. Произошли радикальные изменения в профсоюзном движении — появились новые профсоюзы, число членов и влияние которых постепенно возрастало вплоть до введения в действие (с 1 февраля 2002 г.) Трудового кодекса РФ взамен КЗоТ РФ.
Наследникам советских П. с., ранее объединенных в ВЦСПС, теперь в Федерацию независимых профсоюзов России — ФНПР, было труднее перестраиваться, чтобы адекватно соответствовать требованиям рыночного об-ва и прежде всего возникновению рынка рабочей силы, так как они оказались более оторванными от влияния низовых работников. Тем не менее они изменяют свою политику и к настоящему времени могут быть определены как «полупрофсоюзы» (JI. Гордон и Э. Клопов), так как их членами остаются и представители работодателя, включая директорат, что радикально отличает российское трудовое законодательство от законодательства о труде в других странах с рыночной экономикой.
В последние годы различные профсоюзы институционализируются и приспосабливаются к работе в условиях конкурентной экономики. Начиная с Указа Президента РСФСР Б.Ельцина «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 г. акцент в деятельности профсоюзов, прежде всего ФНПР, смещается в сторону соучастия с администрацией и владельцами предприятий в установлении новых правил трудовых отношений, исключающих конфликты и предусматривающих становление трипартизма — принятие Коллективного (Генерального) трудового соглашения на основе Трудового кодекса.
П. с. обретают свои главные черты, основанные на трех функциях: представительство интересов наемных работников, регулирование трудовых отношений и солидаризация наемных работников.
Имеет место плюрализация П. с., что соответствует их соц. задачам — представлять интересы различных профессиональных групп работников. Помимо ФНПР с конца 1980-х гг. стали образовываться новые, называющие себя свободными, профсоюзы, напр. Независимый профсоюз горняков — (1990 г.) и другие, которые ориентированы на независимость от гос-ва, собственников администрации предприятий, на сознательное членство, объединение наиболее активной части работников. В большинстве новых профсоюзов их уставы не допускают членства представителей администрации, выражающих интересы работодателей.
Есть также новые профсоюзные организации, которые объединены на региональном и межрегиональном уровнях или же вообще не входят в какие-либо объединения. По оценкам экспертов, число членов новых профсоюзов не превышает 1— 1.5 проц. общей численности занятых, но в критических ситуациях они не раз оказывали гораздо более сильное воздействие на работодателей и политику государства, чем профсоюзы, входящие в ФНПР. Осенью 2000 г. три общероссийских объединения профсоюзов (ФНПР, ВКТ и КТР) были приняты в Международную ассоциацию свободных профсоюзов (МКСП).
П. с. способны оставаться псевдопрофсоюзами, если они утрачивают свою независимость от гос-ва или работодателя и отдаляются от наемных работников, чем объясняется, судя по массовым опросам, их низкий авторитет.
Российские П. с. трансформируются на фоне спада профсоюзного движения в большинстве развитых европейских стран и стран Северной Америки, где наблюдается снижение членства в п.с., ослабление их активности, связанные с трудовыми законодательствами, которые предписывают работодателям корпоративные отношения с наемными работниками, и правовой унификацией тарифов и других элементов трудового найма. Такая социальная политика выгодна работодателям, так как ослабляет позиции профсоюзов. В частности, это легитимирует тенденции к индивидуализации трудовых отношений, ослаблению солидарности наемных работников.
В совр. социологии изучается проблематика отношений солидаризации между наемными работниками, входящими и не входящими в П. с. Институциональный подход рассматривает П. с. в общей системе властных отношений и подчеркивает роль гос-ва в ослаблении или усилении профсоюзов.
См. также: Договорные трудовые отношения, Институциа-лизация договорных трудовых отношений, Профсоюзная организация на предприятии, Социальное партнерство.
Лит.: Гордон Л. А., Клопов Э. В. Потери и обретения в России девяностых. — М.: УРСС, 2000. Т. 1; Профсоюзное пространство современной России / Под ред. В. Борисова, С. Кларка. — М.: ИСИТО, 2001; Солидаризация в рабочей среде: социальное и индивидуальное / Отв. ред. В. А. Ядов. — М.: Ин-т социологии РАН, 1998; Crouch С. The Snakes and Ladders of Twen-ty-First-Century Trade Unionism 11 Oxford Review of Economic Policy. 2000. Vol. 16, issue 1; Ferner A., Hyman R. Industrial Relations in the New Europe. — Oxford: Blackwell, 1992.
К. Клеман, с участием Г. Я. Ракитской

Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.