ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Найдено 1 определение
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням. Нормативной базой разработки П.с. в России явились указы Президента РФ от 07.05.2012 “О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки” и “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики”.
П.с. применяется при подборе и расстановке кадров; при планировании и нормировании труда, для решения задач по развитию систем управления персоналом; для создания системы сертификации персонала и оценки уровня квалификации работников; для разработки образовательных стандартов и программ обучения в соответствии с требованиями работодателей; при проведении профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.
Структура. Содержание П.с. для профессии или области профессиональной деятельности составляют единицы, каждая из которых соответствует трудовой функции. При этом каждая единица содержит перечень действий, входящих в данную трудовую функцию, необходимые знания и умения, а также указание на степень сложности этих действий и уровень ответственности и самостоятельности при их выполнении. Такая структура П.с. обеспечивает измеримость заложенных требований и возможность формирования на их основе механизмов оценки и сертификации квалификаций.
П.с. позволяют выявить тот набор единиц, который является необходимым и достаточным для получения соответствующей квалификации, подтверждающей право человека на осуществление конкретной профессиональной деятельности в должностной иерархии. П.с. отражает минимально необходимые требования к профессии по квалификационным уровням с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ. Назначение и функции:
— П.с. позволяют четко структурировать профессиональную деятельность работника за счет описания требований к трудовым функциям и качеству их выполнения, исключив дублирование трудовых функций по должностям;
— работникам предоставляется возможность определить свой профессиональный уровень и развить профессиональные компетенции, повысить квалификационный уровень и подтвердить его сертификатом, получить основу для дальнейшего профессионального роста;
— работодатели получают критерии для оценки персонала с целью повышения качества труда и эффективности работников за счет развития их компетенций, освоения требуемых квалификаций, активизации их мотивации, следовательно, для достижения высоких экономических результатов;
— работодатели приобретают возможность контролировать профессионализм работников, поддерживать и улучшать отраслевые стандарты качества;
— система профессионального образования в виде стандартов получает содержательную основу для обновления образовательных стандартов, разработки учебных программ, модулей и учебно-методических материалов.
Применение П.с. позволяет организации:
— создать эффективную систему управления персоналам на основе объективных показателей;
— обеспечить необходимый уровень квалификации работников;
— обеспечить объективную оценку квалификационного уровня работника при включении его в кадровый резерв;
— сформировать систему корпоративного обучения и профессионального развитие работников;
— сократить затраты на подбор и адаптацию персонала;
— снизить текучесть персонала за счет повышения уровня личной мотивации;
— работнику адекватно оценивать свой профессиональный уровень и выстраивать стратегию личного развития внутри организации.
С 1 июля 2016 г. применение профстандартов работодателями обязательно в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, если Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ установлены такие требования (см. Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ).
Л.И. Кононова

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.01 мб

Профессиональные стандарты

В.Н. Лазарев, И.С. Филоненко
Читать PDF
516.42 кб

Коуч. Профессиональный стандарт

Читать PDF
244.67 кб

На уровне профессиональных стандартов

Шалак А. В.
Читать PDF
1.49 мб

О разработке профессиональных стандартов

Алексеевичева Юлия Владимировна, Переведенцева Елена Сергеевна
В статье описываются цели, задачи, принципы и особенности разработки профессиональных стандартов, нормативно-правовая база для их разработки.
Читать PDF
393.29 кб

Проект профессионального стандарта «Коуч»

Дана общая характеристика трудовой деятельности коуча и описаны трудовые функции, входящие в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
Читать PDF
148.25 кб

Профессиональный стандарт и ФГОС бакалавриата

Прохоров Валерий Афанасьевич
Предпринята попытка системного обоснования того, что построение образовательных программ бакалавриата на основе соответствия профессиональным стандартам не отвечает стратегической цели реформирования системы профессионального обра
Читать PDF
265.45 кб

Зачем нужен профессиональный стандарт учителя?

Ямбург Евгений Александрович
В статье обсуждаются вопрос о применимости стандартизации к деятельности педагога и проблема объективной оценки квалификации учителя.
Читать PDF
336.03 кб

Из опыта разработки профессионального стандарта

Дурнева Елена Евгеньевна
В статье рассматривается проблема несоответствия требований профессиональных и образовательных стандартов в России, что приводит к снижению уровня и качества трудоустройства выпускников вузов.
Читать PDF
408.86 кб

О взаимосвязи фгос и профессиональных стандартов

Гаспариан Михаил Самуилович, Лебедев Сергей Аркадьевич, Тельнов Юрий Филиппович
В статье рассматриваются вопросы разработки методики установления соответствия компетенций ФГОС и характеристик трудовых функций профессиональных стандартов (ПС).
Читать PDF
580.04 кб

Эволюция профессиональных стандартов деловой прессы

Померанцева Надежда Александровна
История развития деловой прессы в России привела к появлению новых информационных школ и трансформации работы журналиста. Реалии жизни начала 90-х гг. ХХ в.
Читать PDF
738.57 кб

Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога

Стариченко Борис Евгеньевич
Профессиональный стандарт педагога содержит значительное число позиций, связанных с ИКТ-компетенциями.
Читать PDF
1.06 мб

Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога

Монахова Лира Юльевна, Федотова Вера Сергеевна
Введение: Основная задача профессионального стандарта, систематизирующего трудовые функции педагога, состоит в описании не личностных качеств педагога, а процесса и результата его деятельности.
Читать PDF
336.44 кб

Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога

Монахова Л.Ю., Федотова В.С.
Введение. Основная задача профессионального стандарта, систематизирующего трудовые функции педагога, состоит в описании не личностных качеств педагога, а процесса и результата его деятельности.
Читать PDF
210.63 кб

Профессиональные стандарты: от разработки к применению

Блинов Владимир Игоревич, Батрова Ольга Фридриховна, Есенина Екатерина Юрьевна, Факторович Алла Аркадьевна
В статье подробно рассматриваются особенности и преимущества профессионального стандарта как документа нового типа, содержащего актуальную информацию о требованиях к современным квалификациям.
Читать PDF
142.28 кб

Оплата труда при переходе на профессиональные стандарты

Буянова Анастасия Владимировна, Шолохова Елена Вячеславовна
В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи профессиональных стандартов с установлением размеров оплаты труда работников.

Похожие термины: