ПРОФИЛАКТИКА ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА В ПРИНИМАЮЩИХ СЕМЬЯХ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Найдено 1 определение
ПРОФИЛАКТИКА ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА В ПРИНИМАЮЩИХ СЕМЬЯХ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Процесс социальной адаптации в замещающих семьях, многие из которых прошли этапы отбора, обследования, обучения и находятся на сопровождении, протекает крайне сложно.
По-прежнему довольно высокий уровень отказов от детей-подростков в принимающих семьях и, соответственно, существующая потребность в экстренном вмешательстве специалистов в кризисные периоды, способствовали тому, что было инициировано создание системы работы по преодолению кризисных ситуаций и профилактике вторичного сиротства в замещающих семьях, имеющих и/или принявших на воспитание детей старше 12 лет.
Спектр предлагаемых к реализации мероприятий включает в себя разработку и внедрение технологий работы на этапе отторжения приемного ребенка, дифференцирование работы на профилактическую и кризисную, проведение групповой (специальные тренинги) и индивидуальной работы с семьями и детьми, программно-методическое обеспечение деятельности специалистов, работу Школы правовой грамотности для детей и родителей, работу со случаем (кризисный уровень) и др.
Устойчивость результата к возможным рискам обеспечивает тщательно продуманная и спланированная агитационная работа для привлечения семей в инновационные, перспективные формы работы по развитию родительской компетенции, а также, что не менее важно, расширение сети социальных контактов семей.
В основу работы положена комплексная программа “Радость взросления в семье”, включающая тематический план занятий с элементами тренинга для детских, родительских и детскородительских групп; программа состоит из четырех подпрограмм: “Как понять подростка”, “От соперничества к сотрудничеству”, “Познай себя”, “Школа правовой грамотности”.
Цель занятий: исследование детско-родительских отношений в замещающих семьях и профилактика семейных кризисов, связанных с подростковым возрастом детей.
Задачи: самопознание родителей и детей, формирование навыков конструктивного неконфликтного общения.
Программа рассчитана на шесть месяцев, по желанию семья может принимать участие в занятиях неоднократно.
По результатам прохождения полного цикла тренинговых занятий семьи и дети отмечают, что участие в программе:
— способствует сближению членов семьи, минимизации конфликтных ситуаций;
— помогает налаживанию общения в свободное время, желанию делиться опытом проживания и разрешения сложных ситуаций;
— стимулирует использование эффективных педагогических воздействий;
— повышает ресурсность и терпимость родителей к возникающим трудностям, связанным с проживанием подросткового кризиса;
— вызывает готовность транслировать полученные знания и опыт в родительское сообщество;
— подтверждает гипотезу о том, что личностные особенности родителя и ребенка, стиль родительского воспитания, тип темперамента напрямую связаны с характером детско-родительских отношений.
Рекомендуется трансляция полученного опыта в профессиональное сообщество специалистов социальной защиты населения, а также специалистов образовательных учреждений с целью осуществления превентивных мер проживания семьи и ребенка кризисов подросткового возраста.
Т.В. Шинина

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.