ПРОГРАММА МЕЖДУНАРОДНЫХ СОПОСТАВЛЕНИЙ ООН

Найдено 1 определение
ПРОГРАММА МЕЖДУНАРОДНЫХ СОПОСТАВЛЕНИЙ ООН
междунар. программа сопоставлений макроэкономических показателей на основе паритетов покупательной способности (ППС) валют, организованная под эгидой ООН. Интерес к междунар. сопоставлениям макроэкономических показателей (ВВП и др.) связан с интенсификацией внешнеэкономических связей, интеграционных процессов и глобализацией междунар. экономического сотрудничества. Междунар. орг-ции (ООН, МВФ, Всемирный Банк, ОЭСР, Европейский союз и др.) испытывают потребность в сопоставимой информации для анализа состояния и тенденций развития мировой и региональной экономики, для решения практических задач, связанных с осуществлением их функций (предоставление странам финансовой помощи, кредитов, определение доли стран в формировании их бюджетов и т.д.). Органы гос. управления стран нуждаются в информации о позиции их стран в региональной и мировой экономике для принятия решений по вопросам формирования экономической политики. Н.-и. орг-ции, занимающиеся анализом тенденций развития и моделированием мировой экономики, также нуждаются в информации по междунар. сопоставлениям.
Обменные валютные курсы примерно с начала 50-х гг. 20 в. не обеспечивают удовлетворительную точность сопоставлений макроэкономических показателей. Они сильно колеблются по политическим или конъюнктурным причинам, не отражая изменений относительной покупательной способности валют. Поэтому пересчет макроэкономических показателей из национальных валют в единую сопоставимую валюту производится на основе ППС валют (PPP = Purchasing Power Parity). ППС- некоторый пространственный аналог традиционных динамических индексов цен. Если динамические индексы цен измеряют изменение покупательной способности одной и той же валюты во времени, то ППС измеряют различия в покупательной способности разных валют в пространстве. Первые подобные сопоставления были выполнены в рамках орг-ции по Европейскому экономическому сотрудничеству по данным за 1950 и 1954.
Эти сопоставления послужили базой для дальнейших регулярных сопоставлений в рамках ОЭСР и Европейского Союза. Для стран с плановой экономикой сопоставления на основе ППС были выполнены в рамках СЭВ по данным за 1959, 1966, 1973, 1978, 1983 и 1988 гг. Наиболее разработанным (как с методологической, так и с организационной точек зрения), широким по охвату стран, развернутым, регулярным и общепризнанным методом сопоставления на основе ППС является П.м.с. ООН, которая была разработана в конце 1960-х гг. для получения более достоверных (по сравнению с расчетами на основе обменных валютных курсов) объемов показателей системы национальных счетов (СНС) в мировом масштабе (междунар. национальные счета в сравнимой оценке).
П.м.с. ООН выполняется силами статистических органов междунар. орг-ций, национальных статистических служб, научных подразделений. В силу особой важности в организации и финансировании работ по П.м.с. ООН принимают участие Всемирный Банк, Статистическая комиссия ООН, Орг-ция по экономическому сотрудничеству и развитию- ОЭСР, Евростат (статистический орган Европейского союза), региональные службы ООН и Всемирного Банка. П.м.с. ООН осуществляется по фазам (примерно один раз в 5–7 лет). Первые 3 фазы П.м.с. ООН (по данным за 1970, 1973 и 1975) были скорее исследовательским Проектом и носили экспериментальный характер с целью разработки методологии получения показателей СНС в сопоставимой оценке в мировом масштабе. Поэтому сопоставления охватывали небольшое число стран, но из всех регионов, с разным уровнем развития и разными социальными системами. Проект выполнялся под руководством Статистической комиссии ООН с научной поддержкой подразделения Пенсильванского университета. Начиная с 4-ой фазы (1980), в связи с большим числом стран- участниц, П.м.с. ООН проводится по региональному принципу. Считается, что страны соответствующих регионов образуют более или менее однородные группы с большей точностью результатов сопоставлений. Региональные сопоставления связываются для получения мировых итогов путем проведения специального сопоставления между странами- репрезентантами регионов. Европейские страны участвуют в Европейской программе сопоставлений- составной части П.м.с. ООН. Сопоставления в рамках ОЭСР и Европейского Союза также являются составными частями П.м.с. ООН, хотя и сохраняют некоторые методологические особенности.
Бывший СССР впервые принял участие в Европейской программе сопоставлений по данным за 1990, в рамках которой провел двустороннее сопоставление с Австрией. РФ включилась в участие в П.м.с. ООН, начиная с VI-ой фазы, выполнявшуюся по данным за 1993. РФ участвовала также в Европейской программе сопоставлений за 1996 и в сопоставлениях в рамках ОЭСР за 1996, 1999, 2002 и за 2005. Росстат РФ и Статкомитет СНГ организовали и координировали сопоставление ВВП стран СНГ за 2000. Следующие сопоставления ВВП стран СНГ проводились по данным за 2004–05 в рамках последнего глобального раунда П.м.с. ООН, организованного Всемирным банком.
Фазы П.м.с. ООН 1970–93 выявили ряд серьезных проблем. В 1998 по заказу Статистической комиссии ООН (СК ООН), Всемирного Банка и МВФ подготовлен «Доклад Райтена» по П.м.с. ООН. Доклад был одобрен на сессии СК ООН 1–2 марта 2000. Комиссия попросила Всемирный Банк совместно с другими заинтересованными орг-циями подготовить план действий, содержащий практические шаги, направленные на развитие ПМС, основываясь на рекомендациях «Доклада Райтена». Всемирный Банк представил СК ООН на ее 33-ей сессии, проведенной в марте 2002, проект проведения нового глобального раунда П.м.с. ООН. Предложенная стратегия была направлена на улучшение методологических и технических стандартов, установление максимального взаимодействия между сбором данных для П.м.с. ООН и регулярными национальными статистическими программами по ценам и национальным счетам, восстановление доверия к П.м.с. ООН и более широкое использование данных программы.
Объект сопоставления в П.м.с. ООН- показатель валового внутреннего продукта (ВВП) и его главные компоненты конечного использования. Осн. результатами сопоставления являются соответствующие физические (реальные) объемы, исчисленные в сопоставимой валюте и на едином уровне цен (напр., в т.н. междунар. долл.) и ППС валют. Это позволяет производить как сравнения уровней экономического развития стран, так и уровней цен, включая сравнение уровней цен для беднейших слоев населения. Проведение междунар. сопоставлений макроэкономических стоимостных показателей требует решения двух осн. проблем: унификации экономического содержания сравниваемых показателей; выбор метода пересчета показателей из национальных валют в единую денежную единицу, учитывая различия в покупательной способности валют.
Первая проблема решается на основе использования стандартных междунар. классификаций и методологических документов. В настоящее время в качестве такого стандарта при сопоставлениях ВВП используется СНС-1993, одобренная СК ООН, содержащая подробное описание основополагающих концепций и определений ВВП и смежных показателей. Решение второй проблемы по выбору способа расчетов результатов (формул индексов, весов, способов агрегирования частных индексов и т.д.) определяется содержанием, целями и задачами проводимого сопоставления, исходной информацией (степень ее детализации, точности, сопоставимости) и аналитическими требованиями, предъявляемыми к результатам расчетов. СНС-1993 содержит указания по выбору наиболее подходящего способа расчетов результатов межстрановых сопоставлений. Обменные валютные курсы предназначены гл. обр. для обслуживания внешнеэкономических операций, они не отражают покупательную способность валют и не обеспечивают удовлетворительную точность сопоставлений макроэкономических показателей. Поэтому пересчет показателей из национальных валют в единую сопоставимую валюту производится путем исчисления ППС валют.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.4. Экономическая статистика