ПРОГРЕССА СОЦИАЛЬНОГО ТЕОРИИ

Найдено 1 определение
ПРОГРЕССА СОЦИАЛЬНОГО ТЕОРИИ
системы теоретического знания, объясняющие соц. прогресс. Древние греки полагали, что мир находится в постоянном совершенствовании, проходя определенные фиксированные стадии. Платон говорил о совершенствовании соц. организации, к-рая развивается от зародыша к более развитым формам; Аристотель выделил несколько ступеней в развитии гос-ва от первобытной общины до греч. полиса, к-рый он считал идеальным политич. устройством. В XII в. Бэкон концепцию прогресса применил к развитию идей: человеческое знание постепенно накапливается, обогащается и совершенствуется. Последующие мыслители видят лучше и дальше, поскольку аккумулируют мудрость предшественников. Появляются первые соц. утопии — представления о «земном рае», совершенном об-ве, к-рого можно достичь в будущем. В эпоху Просвещения Бусе ввел идею всеобщей истории и всеобщего образца. Ему принадлежит первая разветвленная периодизация всеобщей истории, двенадцать эпох к-рой свидетельствуют о постоянном улучшении об-ва, в частности о постоянном прогрессе религии. Кондорсе выделяет десять фаз в своей исторической периодизации с более отчетливыми механизмами прогресса, связанными с совершенствованием знания и науки. Кант предложил такой критерий прогресса, как рост индивидуальной свободы в совокупности с моралью, ограничивающей свободу личности, если она угрожает свободе др. людей. XIX в. часто называют «эрой прогресса», «триумфом идеи прогресса». Для этого времени характерна безграничная вера в разум и мощь человека, науку и технологии. Появляется новая наука — социология, классики к-рой разрабатывали свои версии прогресса. Конт говорил о прогрессе, разума, к-рый проходит три стадии — теологическую, метафизическую и позитивную. Последняя есть стадия науки, ориентированной на факты знания, способной объяснить, предвидеть и дать практические рекомендации. «Позитивная» наука — венец развития человеческой мысли. Спенсер говорил о прогрессе об-ва, к-рое как и природа подчиняется всеобщему принципу эволюции. Ведущим изменением, по Спенсеру, явл. принцип структурной и функциональной дифференциации, т.е. возрастающей сложности внутренней организации об-ва и его функционирования. В П.с.т. Маркса развитие об-ва идет от одной об-венно-экономической формации к др., более высокой через классовую борьбу, а более высокий уровень развития определяется развитием производительных сил. Вебер говорил о всепроникающей тенденции к рационализации об-в. жизни и об-в. организации, рассматривая ее как главную тенденцию развития об-ва. Дюркгейм анализировал процесс разделения труда и сопровождающей его «органической солидарности», видел в этом основное направление развития об-ва. Впервые сомнения в прогрессивности соц. изменений появились в работах Тенниса.
Лит.: 1) Будон Я. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. М., 1998; 2) Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996; 3) Эндрейн Чарльз Ф. Сравнительный анализ политических систем // Политическое развитие и социальный прогресс. М., 2000. Н. Ф. Коновалова

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001