проксемика
проксемика
proxemics англ. prox(imity) ‘близость’ лат. proxemitas ‘близость’ + -emics phonemics. - 1. В терминах американского антрополога Э. Холла (Edward Hall, 1959), изучение использования человеком пространства как культурно-специфического феномена. Проксемическое пространство задает тон коммуникации. нарушение невидимого личного пространства во многих культурах неприемлемо. например, если американцы приближаются друг к другу на расстояние от 15 до 30 см, они говорят excuse me (извините), опасаясь его нарушить; в противном случае реакция может быть разной степени — от дискомфорта до раздражения и гнева, утверждает американский коммуникативист К. арчер (Carol Archer, 1991). Проксемика зависит от: а) культуры, например афроамериканцы приветствуют друг друга на большем расстоянии, чем белые американцы, в то время как белые американцы приветствуют афроамериканцев на еще большем расстоянии, чем в разговоре с белыми (Sheila J. Ramsey, 1979); б) гендера, например, приветствуя друг друга, женщины подходят ближе друг к другу, чем мужчины (Barbara Eakins & R.G. Eakins, 1978); в) статуса, например сенаторы и конгрессмены СШа имеют просторные офисы; г) социоэкономического положения, например богатые живут в просторных домах (Nancy Henley, 1977). Проксемическое пространство может использоваться с целью манипуляции, например следователь, ведущий допрос, специально сокращает расстояние между собой и опрашиваемым, с тем чтобы деморализовать подозреваемого, что рекомендуется в полицейских учебниках (Richard Heslin & Miles Patterson, 1982). 2. В терминах американских психологов М. Хиксона и Д. Стакса (Mark L. Hickson & Don W. Stacks, 1985), исследование и структурная организация пространства. Включает окружающую среду в целом и ее составляющие, что рассматривается ими как метапослание, которое может передавать информацию о формальной обстановке (formality), теплоте (warmth), приватности (privacy), фамильярности (familiarity), напряженности (constraint) и холодности (distance) (Mark Knapp, 1978). По словам американского психолога Р. Соммера (Robert Sommer, 1969), на коммуникацию влияют размер, цвет и форма помещения, например американские студенты более активны в просторных аудиториях.