(psychoanalysis of mediatexts, псiхааналiз медыятэкста) — специфическое понимание контента в НМ, ориентированное на субъективизм, личностную окрашенность текста при его создании и восприятии, маркированную как личностный или коллективный психосоматический опыт, как правило, в отклоняющемся от нормы коммуникативном поведении или ситуации (психическая болезнь, травма, комплекс). В качестве концептуальной основы в ПМ выступает классическая версия психоанализа З. Фрейда (S. Freud), в которой сексуальная энергия либидо считается источником возникновения неврозов как результат столкновения принципов удовольствия и реальности, что делает невозможным удовлетворение нашего влечения и заставляет сублимировать его, в том числе в сфере медиаактивности. ПМ выбирает в качестве объекта анализа зрительское восприятие или авторскую позицию, явно или скрыто присутствующую в медиатексте, а затем осуществляет общую диагностику и аналитику (выявление патологии, искажающей восприятие или исходное намерение): наличие комплекса как мотива, обнаруженного в тексте — страх, вина, превосходство, насилие, сексуальное влечение и др. (по З. Фрейду, Э. Эриксону (E. Erikson), Э. Фромму (E. Fromm)), проявление родовой травмы — мотивы клаустрофобии, агорафобии, боязни высоты, особая организация пространства (согласно О. Ранку (O. Rank)), специфика образа как архетипа — Самость, Тень, Анима / Анимус, Отец, Мать и др. (в версии К. Г. Юнга (C. G. Jung)), возможность соотнесения позиций зрителя с камерой и с персонажем как первичной и вторичной идентификации (в соответствии с подходом Ж.-Л. Бодри (J.-L. Beaudry) и К. Метца (Ch. Metz)). При этом специфика работы медиа может быть продемонстрирована с помощью концепции французского психоаналитика Ж. Лакана (J. Lacan), разделявшего идеи структурализма и трансформировавшего фрейдовскую триаду в структуре психики «Я»—«Оно»—«Сверх-Я» в противостояние трех онтологических уровней «Реальное»—«Символическое»—«Воображаемое». В таком соотношении на уровне «реального» конструируется образ объективной действительности, которая, по мнению Лакана, остается принципиально недоступна для нас, поскольку скрыта плотным слоем культурно-символических репрезентаций, складывающихся на уровне «символического» в рамках культурных традиций и коллективных представлений. В процессе восприятия такого рода «символического продукта» после соответствующей его обработки на уровне индивидуальных интерпретаций как «воображаемого» полученный образ реальности может быть уподоблен «копии», которая уже не имеет ничего общего с «оригиналом». Более того, оригинал в такой ситуации становится избыточен, поскольку он будет вносить противоречия и возмущения в уже сложившуюся систему представлений и предпочтений. С конца 1960-х до начала 1990-х гг. в работах К. Метца и Ж.-Л. Бодри на основе идей Фрейда и Лакана ставятся проблемы идентичности и субъективности в контексте взаимосвязи психологических и технологических аспектов функционирования медиа. Отталкиваясь от понимания основных механизмов бессознательного как «сгущения» и «смещения», Метц связывает классические риторические фигуры метафоры и метонимии с фетишизмом и вуаеризмом восприятия и интерпретации кинотекстов. В 2000-е гг. применительно к НМ эти проблемы переформулируются в связи с интерпретациями пользовательской активности в интернете как своеобразной формы нарциссизма, стирающей границы между публичной и приватной сферами. В новейших версиях ПМ важнейшей проблемой считается возможность применения моделей «проекции» и «переноса» для объяснения работы смысловых механизмов конструирования «новой идентичности» пользователя (виртуальной, мозаичной, модульной и пр.) в электронных социальных сетях и веб-сообществах.
Литература Кюглер П. Алхимия дискурса. Образ, звук и психическое. М.: ПЕР СЭ, 2005. Лакан Ж. Семинары. Книга 1. Работы Фрейда по технике психоанализа (1953 / 1954). М.: Гнозис / Логос, 1998. Метц К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино. СПб.: Изд-во Европейского уни-та в Санкт-Петербурге, 2010. Baudry J.-L. Ideological Effects of the Basic Cinematographic Apparatus // Film Quarterly. 1974. Vol. 28 (2). P. 39–47. Jameson F. Imaginary and Symbolic // La Rebouilleuse. Social Science Information 1977. 16(1): P. 59-81. А. Сарна
Психоанализ медиатекста
Психоанализ медиатекста
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016