научные основы нейропсихологической реабилитации больных и инвалидов, в соответствии с которыми должна строиться практическая работа нейропсихолога [Л. С. Цветкова, 2002]:
- Принцип квалификации дефекта - основывается на том, что поражения различных участков мозга могут приводить к нарушению одной и той же психической функции, но механизмы этих нарушений всякий раз будут разными и будут зависеть от топики поражения мозга. Это требует тщательного анализа первичного дефекта, что позволит наметить постановку дифференцированных задач и применить адекватные дефекту методы восстановления.
- Принцип использования сохранных анализаторных систем - основан на учении о функциональных системах и их пластичности, а также представлении о полирецепторности их афферентного поля и «запасном фонде» афферентаций, что позволяет замещать пораженное звено функциональной системы сохранным.
- Принцип создания новых функциональных систем - принцип и метод восстановительного обучения, предполагающий включение в работу других звеньев, не принимавших прежде прямого участия в отправлении пострадавшей функции, что позволяет конструировать новую функциональную систему. При этом функция начинает осуществляться на иных мозговых основах и отличается от прежней не только по психологической структуре (по составу звеньев), но и по внешнему ее протеканию.
- Принцип опоры на разные уровни организации психических функций - в основе лежит представление о том, что при нейропсихологических нарушениях в первую очередь страдают более высокие и произвольные уровни функций и остаются сохранными ее упроченные, автоматизированные уровни, опора на которые и позволяет восстановить более высокие уровни пострадавшей функции.
- Принцип взаимодействия сохранных и пострадавших функций - предполагает, что осуществление психических функций находится в тесном взаимодействии. В связи с чем эффективным путем восстановительного обучения в реализации пострадавшей функции может быть опора на сохранные функции, взаимодействующие ранее с поврежденной в осуществлении определенных процессов.
- Принцип контроля - основан на положении, что лишь постоянный поток обратной сигнализации обеспечивает слияние выполняемого действия с исходным намерением и своевременную коррекцию допускаемых ошибок. Отсюда становится понятным использование магнитофона, зеркала и других средств.
Психофизиологические принципы восстановительного обучения
Психофизиологические принципы восстановительного обучения
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.