Психологическое направление в социологии

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Психологическое направление в социологии

Главное внимание было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы.
Е.В.Де Роберти (1843-1915). Основные социологические работы: "Социология", "Прошедшее философии", "Новая постановка основных вопросов социологи".
Положение о социальной эволюции как об основном факторе социологии.
Все социальные явления и процессы можно поставить в эволюционный ряд, состоящий из семи категорий: психологическое взаимодействие - общественные группы - личность - наука - философия - искусство - практическая деятельность.
Н.И.Кареев(1850- 1931). Основные социологические работы: "Историко-философские и социологические этюды", "Введение в изучение социологии", "Сущность исторического процесса и роль личности в истории", "Историка. Теория исторического знания", "Общие основы социологи".
Общество - сложная система психологических и практических взаимодействий личностей, "надорганическая среда". Она делится на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы - предмет изучения психологии, социальные организации - предмет изучения социологии.

Источник: Глоссарий: основные этапы развития социологии в России

НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
развивалось в конце XIX - нач. XX в., являясь выражением общего для обществоведения того времени интереса к проблемам человеческой мотивации и механизмам поведения социального (см.). Главный принцип Н. в с.п. - стремление сводить обществ. явления к психич., искать ключ к объяснению всех обществ. явлений и процессов в психич. процессах индивида или той или иной общности. В зависимости от выбора ключевых понятий или принципов выделяются несколько разновидностей. Психологич. эволюционизм (Л. Уорд, Ф. Гид-дингс) характеризовался стремлением найти психич. факторы цивилизации, к-рые усматривались либо в желаниях индивида, либо в "сознании рода", сводимого к общности индивидуальных психич. реакций. Инстинктивизм (У. Мак-Дугалл) основу обществ. жизни строил на биологич. инстинктах, каждый из к-рых связывался с соответствующими эмоциями. Представители школы психологии народов (М. Лацарус, X. Штейнталь) считали основной историч. силой "нар. дух", выражающий психич. сходство индивидов одной нации. В рамках Н. в с.п. разрабатывались также проблемы групповой психологии (Г. Лебон) - проблемы анонимности, психич. Заражения и внушаемости "человека толпы". Сторонники теории подражания (Г. Тард, Дж. Болдуин) считали элементарным обществ. фактом пожражение одного индивида другому. Ранний интеракционизм (Ч. Кули) рассматривал представления, к-рые люди составляют друг о друге, первичными фактами об-ва. Сконцентрировав внимание на непосредственном взаимодействии индивидов в рамках "первичных групп", утверждая зависимость самосознания индивида от мнения окружающих и его собственной оценки этого мнения, Кули отождествил обществ. отношения с межиндивидуальными, а личность - с ее самосознанием. Представители Н. в с.п. привлекли внимание к проблеме обществ. сознания, его соотношения с сознанием индивидуальным. Е.В. Осипова.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии
образовалось в конце 19 — начале 20 в. на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научного знания. Наряду с психологическим обоснованием логики, гносеологии, эстетики, истории, литературоведения и т. п. стала развиваться психологическая социология. На смену примитивным биолого-натуралистическим теориям, характерным для индивидуальной психологии, пришли теории, требующие учета сложной совокупности социальных факторов. Интерес к проблемам мотивации человеческого поведения и ее социальным механизмам породил несколько разновидностей П. н. в с. Объединяющим моментом для всех них был главный принцип, разделяемый представителями всего П. н.,— стремление искать ключ к объяснению всех обществ, явлений и процессов в психических процессах и явлениях индивида или об-ва. Разновидности П. н. в с. выделяются в зависимости от выбора ключевых объяснительных понятий или принципов. Стремление найти психические факторы цивилизации характеризовало психологический эволюционизм (Уорд, Гиддингс). Развитие об-ва рассматривалось как часть космической эволюции, к-рая носит направленный характер, т. е. развивается на основе разумного, сознательного управления социальными процессами. Первичными социальными фактами объявлялись либо желания индивида (голод, жажда, половые потребности и т. п.), либо «сознание рода», «коллективный телезис», делающие возможным сознательное взаимодействие индивидов. Инстинктивизм (У. Мак-Дугалл) искал основу обществ, жизни в биологически наследуемых инстинктах, сопровождаемых соответствующими эмоциями.
Представители школы психологии народов (М. Лацарус, X. Штейнталь) осн. исторической силой объявляли «народный дух», выражающий психическое сходство индивидов одной нации. В рамках П. н. разрабатывались также проблемы групповой психологии (Лебон) — анонимности, внушаемости, психического заражения и подобных явлений, происходящих в толпе. С ними были связаны нередко крайне реакционные выводы о тождественности народных масс и «иррациональной толпы» и др. Сторонники теории подражания {Тара, Дж. Болдуин) усматривали элементарный обществ, факт в подражании одного индивида др.
Сторонники раннего интеракционизма (Кули) в кач-ве первичных фактов об-ва рассматривали представления, к-рые люди составляют друг о друге. Сконцентрировав внимание на непосредственном взаимодействии индивидов в рамках «первичных групп», Кули отождествил обществ, отношения с межиндивидуальными отношениями, а личность отождествил с ее самосознанием. Заслугой представителей П. н. явл. то, что они привлекли внимание к проблеме обществ, сознания в его соотношении с индивидуальным сознанием.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.