Психологическое насилие
Психологическое насилие
включает такие действия как оскорбления, брань, игнорирование, изоляция, неприятие, угрозы, манипулирование, эмоциональное равнодушие, принижение, возможность стать очевидцем насилия в семье и другие формы поведения, которые могут пагубно отразиться на психологическом состоянии и благополучии ребенка. (Доклад независимого эксперта для проведения исследования ООН о насилии в отношении детей).
Источник: Комплексная национальная стратегия СЕ защиты детей от насилия на 2012-2015 годы. Глоссарий
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ
умышленные и последовательные действия лиц, направленные на оскорбление, унижение личности ребенка, его чести, достоинства и репутации; это воздействие, направленное на близкого человека с целью установления над ним своей власти, для чего систематически используются такие средства, как: упреки и брань; пренебрежительное отношение; запугивание; оскорбления и высмеивание; контроль над деятельностью, над распорядком дня, над кругом общения; принуждение к исполнению унижающих действий.
П.н. — это насилие, заключающееся в воздействии на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов (В.В. Солодников). Кроме термина “П.н.” в научной литературе, посвященной этой проблеме, можно встретить еще такие близкие по смыслу понятия, как “психологическая агрессия” и “эмоциональное насилие”.
Показателями существования П.н. в отношениях в семье являются такие чувства, как: напряжение, тревога, неуверенность в себе, бессилие, зависимость, безысходность, чувство вины, страх, бесправие, неполноценность (И.Д. Горшкова, И.И. Шурыгина).
П.н. присутствует практически во всех других случаях насилия в семье, но его трудно диагностировать. Если все остальные формы насилия легко определяются, поскольку имеют четкие физиологические последствия, то явные признаки психологического воздействия видны редко, а последствия при этом могут быть чрезвычайно тяжелыми. Широта и изощренность форм П.н. значительно затрудняют их классифицирование. Кроме того, П.н. довольно часто выступает не само по себе, а вместе с другими видами насилия (Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты. 2004).
П.н. соответствует следующим способам психологического воздействия: явное или прямое доминирование; манипуляция.
Доминирование — это отношение к другому человеку как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений. Стремление обладать, распоряжаться, получить неограниченное одностороннее преимущество. Открытое, без маскировки, императивное воздействие — от насилия, подавления до внушения, приказа (В.Н. Куницына, Н.В. Козаринова, В.М. Погольша).
Манипуляция — вид психологического воздействия, при котором один участник (манипулятор) намеренно и скрыто побуждает другого (адресата манипуляции) принимать решения, совершать действия и испытывать эмоции, необходимые для достижения манипулятором собственных целей (Е.В. Сидоренко).
У человека, подвергающегося систематическому П.н., развивается модель образа жизни жертвы и формируется состояние “готовности” реализовывать эту модель в течение своей жизни. Характерными чертами образа жизни жертвы являются следующие аспекты:
— искажение образа “Я”, обвинение себя за происходящее, снижение чувства собственной ценности и значимости;
— чувства страха и беспомощности как доминирующие чувства; при этом мир воспринимается как двусмысленный, неопределенный и всегда опасный;
— открытость, хрупкость и неопределенность границ собственного “Я”, неспособность вовремя идентифицировать различные формы насилия; неспособность установить пределы и ограничения;
— депривация базовых потребностей (неудовлетворение потребности в любви, принятии, понимании, принадлежности);
— выраженное стремление к близости, синдром эмоциональной зависимости (созависимости): сверхпотребность в любви, страх потерять объект привязанности, зависимость, неуверенность в себе и в других, отрицание собственных потребностей;
— подавление или обесценивание собственных чувств и переживаний, нарушение способности наслаждаться жизнью, нарушение способности к установлению эмоциональной близости, синдром “аффективной тупости” (отсутствие чувства общности с другими людьми, ощущение себя неспособным строить отношения эмоциональной привязанности, отвержения себя и других) (Э.У. Смитт).
В современной литературе, посвященной анализу семейного насилия, выделяются две основные модели происхождения насилия: личностно-семейную и социокультурную модели (В.В. Солодников).
Е.Н. Приступа
Лит.: Горшкова И.Д., Шурыгина И.И. Насилие над женами в российских семьях. М.: МАКС Пресс, 2003; Клецина И.С. Психологическое насилие в гендерных межличностных отношениях: сущность, причины и последствия // Жизнь без насилия: Матер. науч.-практ. семинара “Домашнему насилию НЕТ” / Под ред. С.Л. Акимовой. СПб.: Островитянин, 2009. С. 7–30; Куницына В.Н., Козаринова Н.В., Погольша В.М. Стратегии и тактики влияния и манипулирования // Межличностное общение: Учебник. СПб.: Питер, 2001; Смитт Э.У. Внуки алкоголиков: проблемы взаимозависимости в семье: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992; Солодников В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи. СПб.: Директ, 2007; Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты: Учеб. пособие / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. М.: РОССПЭН, 2004.
П.н. — это насилие, заключающееся в воздействии на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов (В.В. Солодников). Кроме термина “П.н.” в научной литературе, посвященной этой проблеме, можно встретить еще такие близкие по смыслу понятия, как “психологическая агрессия” и “эмоциональное насилие”.
Показателями существования П.н. в отношениях в семье являются такие чувства, как: напряжение, тревога, неуверенность в себе, бессилие, зависимость, безысходность, чувство вины, страх, бесправие, неполноценность (И.Д. Горшкова, И.И. Шурыгина).
П.н. присутствует практически во всех других случаях насилия в семье, но его трудно диагностировать. Если все остальные формы насилия легко определяются, поскольку имеют четкие физиологические последствия, то явные признаки психологического воздействия видны редко, а последствия при этом могут быть чрезвычайно тяжелыми. Широта и изощренность форм П.н. значительно затрудняют их классифицирование. Кроме того, П.н. довольно часто выступает не само по себе, а вместе с другими видами насилия (Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты. 2004).
П.н. соответствует следующим способам психологического воздействия: явное или прямое доминирование; манипуляция.
Доминирование — это отношение к другому человеку как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений. Стремление обладать, распоряжаться, получить неограниченное одностороннее преимущество. Открытое, без маскировки, императивное воздействие — от насилия, подавления до внушения, приказа (В.Н. Куницына, Н.В. Козаринова, В.М. Погольша).
Манипуляция — вид психологического воздействия, при котором один участник (манипулятор) намеренно и скрыто побуждает другого (адресата манипуляции) принимать решения, совершать действия и испытывать эмоции, необходимые для достижения манипулятором собственных целей (Е.В. Сидоренко).
У человека, подвергающегося систематическому П.н., развивается модель образа жизни жертвы и формируется состояние “готовности” реализовывать эту модель в течение своей жизни. Характерными чертами образа жизни жертвы являются следующие аспекты:
— искажение образа “Я”, обвинение себя за происходящее, снижение чувства собственной ценности и значимости;
— чувства страха и беспомощности как доминирующие чувства; при этом мир воспринимается как двусмысленный, неопределенный и всегда опасный;
— открытость, хрупкость и неопределенность границ собственного “Я”, неспособность вовремя идентифицировать различные формы насилия; неспособность установить пределы и ограничения;
— депривация базовых потребностей (неудовлетворение потребности в любви, принятии, понимании, принадлежности);
— выраженное стремление к близости, синдром эмоциональной зависимости (созависимости): сверхпотребность в любви, страх потерять объект привязанности, зависимость, неуверенность в себе и в других, отрицание собственных потребностей;
— подавление или обесценивание собственных чувств и переживаний, нарушение способности наслаждаться жизнью, нарушение способности к установлению эмоциональной близости, синдром “аффективной тупости” (отсутствие чувства общности с другими людьми, ощущение себя неспособным строить отношения эмоциональной привязанности, отвержения себя и других) (Э.У. Смитт).
В современной литературе, посвященной анализу семейного насилия, выделяются две основные модели происхождения насилия: личностно-семейную и социокультурную модели (В.В. Солодников).
Е.Н. Приступа
Лит.: Горшкова И.Д., Шурыгина И.И. Насилие над женами в российских семьях. М.: МАКС Пресс, 2003; Клецина И.С. Психологическое насилие в гендерных межличностных отношениях: сущность, причины и последствия // Жизнь без насилия: Матер. науч.-практ. семинара “Домашнему насилию НЕТ” / Под ред. С.Л. Акимовой. СПб.: Островитянин, 2009. С. 7–30; Куницына В.Н., Козаринова Н.В., Погольша В.М. Стратегии и тактики влияния и манипулирования // Межличностное общение: Учебник. СПб.: Питер, 2001; Смитт Э.У. Внуки алкоголиков: проблемы взаимозависимости в семье: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992; Солодников В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи. СПб.: Директ, 2007; Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты: Учеб. пособие / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. М.: РОССПЭН, 2004.