одно из направлений в психологии, выделившееся 5 70-80-х гг. XIX в. в Германии, Англии, России, Франции и США. Представители П.э. (Г. Фехнер, Г.Гельмгольц и др.) впервые начали изучать психич. процессы экспериментальным путем. Введение эксперимента в психологию сыграло решающую роль в ее оформлении как самостоятельной науки, отличной от философии и физиологии. Первая в мире психологич. лаборатория была основана в Германии в 1879 г. В. Бундам. Первая русская психологич. лаборатория ила официально основана В. М. Бехтеревым в ганском ун-те в 1886 г. Сначала экспериментальные отрасли психологии составляли один из ее разделов, существовавший наряду с др. Но на рубеже XX в. экспериментальный метод начинает применяться всех ее отраслях. Современная психология почти полностью стала экспериментальной наукой. Различают эксперимент лабораторный, естественный (натурный) и психолого-педагогич. с программой активных, формирующих воздействий на психич. развитие ребенка. Большое влияние на развитие П.э. оказала разработка тонких физиологич. индикаторов исследуемых процессов и состояний (электроэнцефалографических, миографич. и др.), а также электронных устройств для экспозиции предъявления воздействующих сигналов, их комплексов и динамич. ситуаций. Расширяется применение в П.э. ЭВМ, используемых как для обработки данных, так и для управления экспериментом. Лит.: Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 1950; Экспериментальная психология. Т. 1, 2. М., 1960-1963; Экспериментальная психология. Вып. 1-6. М., 1966-1978; Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982. В.А. Денисов.