отрасль психологии, предмет к-рой - процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной, а также между людьми в системах управления. П.и. - порождение современной научно-технич. революции, преобразившей психологич. структуру производственного труда, важнейшими составляющими к-рого стали процессы восприятия и переработки оперативной информации, принятие решений в условиях ограниченного времени. П.и. в др. странах получила название человеческих факторов, эргономики (ergonomics). В процессе развития П.и. произошел при ход от изучения отдельных элементов деятельности к изучению трудовой деятельности в целом, от рассмотрения оператора как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы от машиноцентрич. подхода к антропоцентрическому. В 50-е гг. (XX в.) основной предмет исследований П.и. составляли процессы восприятия отдельных элементов приборов (стрелочных указателей, делений, формы и оцифровки шкал шрифтов для надписей); в 60-е гг. изучались уже процессы восприятия показаний прибора в целом; в 70-е гг. специалисты в области П.и. перешли к исследованию взаимодействия оператора с многокомпонентными системами отображения информации. Лит.: Ломов Б.Ф. Человек и техника. М., 1966; Методология инженерной психологии, психология труда и управления, М., 1981. В.Ф. Венда.