ПСИХОЛОГИЯ МАСС

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПСИХОЛОГИЯ МАСС
англ. psychology of mass; нем. Massenpsychologie. Развитое Г. Лебоном в конце XIX в., а затем 3. Фрейдом психол. объяснение массового поведения.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ПСИХОЛОГИЯ МАСС
направление социальной психологии, занимающееся изучением отдельных индивидов как членов племени, народа, группы, части толпы, организовавшейся в массу для определенной цели. Начало изучения П.м. было положено Вундтом и Левонам, затем развито Фрейдом. П.м. рассматривает специфический феномен общественного массового сознания, присущий значительным неструктурированным множествам людей. П.м. изучает проявления свойств массового сознания (эмоциональность, заразительность, мозаичность, изменчивость, подвижность) в поведении массовом. Ему присущи стихийность, неорганизованность, ситуативный и временный характер. Особенности массового сознания, обобщенные в понятии П.м., описаны в классических трудах Тарда, Сигеле, Мак-Даугалла на рубеже XIX-XX вв.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ПСИХОЛОГИЯ МАСС
область психологии , предметом исследований которой являются природа, сущность, закономерности возникновения, формирования, функционирования и развития толп и масс, как специфических форм сообществ людей. Создана в конце 19 в. французским социологом и психологом Лебоном , итальянским психологом и юристом С. Сегеле (1868-1913) и др.
Основное внимание уделяет исследованию психического склада, характерных свойств, черт, типов и поведения разнообразных толп и масс в относительно стандартных и нестандартных ситуациях. К числу традиционных предметов исследовательского интереса П.М. принято относить различные собрания людей, демонстрации, митинги, явления массовой эйфории, агрессии, паники, массовых психозов, массового вандализма и т.д. Значительное внимание П.М. уделяет изучению идей, мотивов, установок, настроений, мнений, эмоций, стереотипов мышления, механизмов и действий масс, вопросам поведения людей в толпе, взаимодействия личности и массы, индивида и толпы и т.д. В определенной мере П.М. ориентируется на сформули-рованный Лебоном "психологический закон духовного единства толпы", согласно которому в позднейшей фазе формирования организованной толпы в ней происходит нивелирующая деперсонализация и деиндивидуализация людей, в силу чего на основе общих качеств, управляемых бессознательным, образуется временная "коллективная душа" толпы. В качестве методов исследования П.М. использует гамму традиционных методов познания психологии и социологии. П.М. оказала значительное влияние на формирование социальной психологии, социологии и развитие социальной мысли.
В.И. Овчаренко

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
91.94 кб

Мигрантофобия: СМИ в плену массовой психологии

Табасаранский Руфат Сергеевич, Меликов Ибрагим Мустафаевич
Основная идея статьи сводится к тому, что средства массовой информации чаще всего отражают массовую психологию, когда освещают проблему миграции и мигрантофобии.
Читать PDF
185.85 кб

Правовая психология масс: вопросы теории и практики

Малюткин Андрей Витальевич
Читать PDF
333.16 кб

Психологические основы воздействия на массовое сознание

Алгазина А. А., Ражина Н. Ю.
Рассматриваются условия, способствующие эффективности психологического воздействия на массовое сознание в современном обществе. Авторы обозначили проблему развития личности в условиях массового общества.
Читать PDF
115.24 кб

Влияние средств массовой информации на правовую психологию населения

Цеева Светлана Касимовна
В статье проанализированы механизмы и характер влияний СМИ на правосознание и правовую психологию граждан. Рассмотрены меры предотвращения их негативного влияния на психологию.
Читать PDF
470.66 кб

Социально-психологические стереотипы в средствах массовой информации

Ионина М.А., Сизых И.С.
Проанализировано понятие стереотипа, его значение, природа и характер воздействия на человека. Сегодня в науке не выработался до конца единый взгляд на природу и сущность стереотипа.
Читать PDF
538.51 кб

Психологическое состояние детей с избыточной массой тела и ожирением

Величко В.И., Эрастова Л.Е.
Очень важно акцентировать внимание именно на психологических проблемах, возникающих у детей с нарушением пищевого поведения, и изучении характерологических особенностей детей с избыточной массой тела и ожирением.
Читать PDF
1.07 мб

Массовое психологическое воздействие как способ манипулирования населением

Кочергин Анатолий Васильевич, Накоряков Павел Викторович, Миронова Маргарита Анатольевна, Валеева Ксения Анатольевна
В статье автором рассматриваются способы массового воздействия на психику человека через аудиовизуальное раздражение.
Читать PDF
124.07 кб

Психология массового поведения: истоки и современные тенденции исследования

Журавлев Анатолий Лактионович, Соснин Вячеслав Александрович
В работе дан краткий исторический анализ формирования научного направления, рассмотрены новые тенденции исследований поведения больших социальных групп в современной психологической науке.
Читать PDF
1.52 мб

Учёт психологических особенностей толпы при проведении массовых мероприятий

Козлов Андрей Владимирович
В статье рассматриваются психологические особенности поведения людей в толпе, которые могут и должны быть учтены при действиях сотрудников полиции, осуществляющих охрану общественного порядка при проведении массовых мероприятий.
Читать PDF
127.05 кб

Социально-психологические факторы предпочтений средств массовой коммуникации

Шебалина Юлия Николаевна
В статье описывается исследование социально-психологических факторов предпочтений средств массовой коммуникации. В вводной части представлены некоторые точки зрения на роль средств массовой коммуникации в жизни человека.
Читать PDF
123.14 кб

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ С КОНТЕНТОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Головлева Елена Леонидовна, Мрочко Леонид Владимирович, Яковчук Татьяна Геннадьевна
Рассматривается проблема выбора потребителем канала массовой информации. Раскрывается содержание и механизм процесса информационного взаимодействия личности с контентом массовой информации.
Читать PDF
90.96 кб

«Психология народов и масс» г. Лебона как настольная книга современного журналиста

Архипова К.А.
Читать PDF
572.51 кб

Моделирование динамики информационно-психологических воздействий на массовое сознание

Минаев Владимир Александрович, Дворянкин Сергей Владимирович
В статье дано определение информационно-психологических технологий и основных каналов информационно-психологических воздействий (ИПВ) на социальные группы.
Читать PDF
203.32 кб

Социально-психологические особенности людей с различной степенью избыточной массы тела

Фонталова Наталья Сергеевна, Шишкина Анастасия Олеговна, Фонталов Роман Николаевич
Статья посвящена изучению социально-психологических особенностей людей с различной степенью избыточной массы тела.
Читать PDF
297.64 кб

Политические ценности в современном российском массовом сознании: психологический анализ

Селезнева А.В.
В настоящее время проблема ценностного содержания политической реальности является актуальной и обсуждаемой в научном сообществе. Теоретические и эмпирические исследования ценностей, в том числе и политических, в ХХ в.

Найдено книг по теме — 25

Похожие термины:

  • ПСИХОЛОГИЯ МАСС И АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я

    произведение З. Фрейда (1921), посвященное социально-психологическому анализу массовидных общностей. Данная работа знаменует переход от трактовки психоанализа как терапевтической методологии к пс