ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Найдено 1 определение
ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
противоречия между этническими общностями на психологическом уровне Межэтническая напряженность существует повсюду, в любом полиэтническом обществе, Чаще всего напряженность существует между этнической доминантой и этническим меньшинством. В психологии причины межэтнической напряженности анализируют с точки зрения различных подходов.
1. Межгрупповые конфликты как продукт универсальных психологических характеристик, врожденных агрессивных склонностей человека и его «инстинкта драчливости». Подобный подход называют гидравлической моделью, так как агрессивность, по мысли У. Макдугалла (1871 -1938 гг.) не является реакцией на раздражение, а в организме человека присутствует некий импульс, обусловленный его природой. 3. Фрейд (1856-1939 гг.), К. Лоренц (1903-1989 гг.) полагают, что агрессивное поведение людей является следствием биологически заданной агрессивности , которая направляется на враждебных соседей и способствует сохранению группы.
2. С позиции гипотезы фрустрации-агрессии Н. Миллера и Д. Долларда, агрессивное поведение возникает тогда, когда человек или группа подвергается фрустрации, понимаемое как любое условие, блокирующее достижение желаемой Л Берковиц, воспользовавшись основными положениями фрустрации-агрессии, расширил понятие объекта агрессии до целой группы. В качестве таковых выступает прежде всего расовая и этническая принадлежность; этим он объяснял причину расовых волнений и конфликтов, связанных с этническими предубеждениями. В качестве источника фрустрации и потенциальной агрессии он рассматривал относительную депривацию, которая возникает при сравнении своей группы с другими и вызывает чувство обойденности и ущемленности в правах.
3. Среди подходов, анализирующих индивидуальные различия в отношениях человека с другими группами известна концепция «авторитарной личности» Т. Адорно. Отношение к чужим группам зависит от процесса социализации ребенка в раннем детстве, от амбивалентности эмоциональных отношений в семье. У человека, который воспитан в семье, где царят формальные, жестко регламентированные отношения, часть агрессивности выплескивается на тех, с кем человек себя не идентифицирует, т.е. на внешние группы. Для этих людей характерна тенденция неприятия чужих групп и народов и завышенная оценка собственной группы, своего народа. Такая «авторитарная личность» проявляет слепое следование авторитетам, механическую приверженность общепринятым ценностям своей культуры, стереотипность мышления.
4. Теория реальных конфликтов утверждает, что межгрупповые конфликты есть результат несовместимости групповых интересов, когда только одна из взаимодействующих групп может стать победителем, причем в ущерб интересам другой. В социальной психологии наиболее известный сторонник этой точки зрения — М. Шериф. Он выдвинул предположение, что функциональная взаимозависимость двух групп в форме конкуренции непосредственно ведет к враждебности, которая проявляется в негативных стереотипах и предубеждениях, а также в росте групповой сплоченности. А все вместе это приводит к враждебным действиям. Конфликт интересов быстро перерастает в агрессивную враждебность, а взаимодействие с негативно оцениваемой чужой группой увеличивает групповую сплоченность и создает новые символы групповой идентичности. Таким образом, сам характер межгруппового взаимодействия приводит к появлению межгрупповой враждебности.
5. Теория социальной идентичности (А. Тзшфел) утверждает, что условием для возникновения межгрупповой враждебности не обязательно является несовместимость интересов и целей, а порой достаточно просто наличия социальной и этнической идентичности. В ходе проведения экспериментов им было установлено, что испытуемые при выборе способа распределения денежного вознаграждения анонимным членам своей группы и чужой группы за участие в эксперименте предпочитали устанавливать различия в пользу своей группы, чем выделение для ее членов максимально возможной суммы денег, если при этом «чужим» доставалось бы еще больше. Т.e. люди готовы были нести материальные потери для того, чтобы выиграть в плане социальной идентичности, чтобы поддержать свою «позитивную» социальную идентичность и проявить дискриминацию, враждебность по отношению к чужой группе.
6. На состояние межэтнических отношений влияет и такая особенность восприятия социальной информации, как феномен «иллюзорной корреляции», когда какие-либо два события воспринимаются как тесно связанные между собой, хотя на самом деле связь между ними либо отсутствует вообще, либо намного слабее, чем воспринимается. Иллюзорные корреляции усиливают негативные стереотипы, вроде «все цыгане — мошенники». Поиск «козлов отпущения» в ходе этнических конфликтов осуществляется с помощью механизма социальной каузальной атрибуции — атрибуции заговора, т.е, предполагается, что несчастья — это результат чьих-то преднамеренных действий. заговора, и прежде всего группового заговора «врагов», чужих групп или социальных и этнических групп меньшинств.
7. В полиэтническом обществе межэтническая напряженность возникает чаще всего между доминантным большинством и этническим меньшинством, при этом именно на группы меньшинств возлагается ответственность за все несчастья какой-либо группы или всего общества. Французский психолог С. Московичи полагает, что это происходит потому, что любое меньшинство, даже не подозревая об этом, нарушает запреты, обязательные для каждого в том или ином обществе, т.е. своим стилем жизни, взглядами, действиями меньшинство выделяется, как бы бросая вызов большинству, что вызывает ненависть со стороны последнего. В восприятии большинства членам группы меньшинства, несмотря на их слабость и незащищенность, «позволено делать то, что они хотят». Кроме ненависти и презрения к меньшинству, большинство испытывает чувство страха, подчиненности, скрытой зависти, считая, что меньшинство устраивает заговоры и вредит большинству, используя в том числе и некие таинственные силы. Таким образом, указанные аспекты влияния последствий категоризации, межгрупповой дифференциации, атрибуции заговора на межэтнические отношения позволяют сделать вывод, что когнитивные процессы поддерживают напряженность между группами и способствуют эскалации конфликтов.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.