Психотехнические игры

Найдено 1 определение
Психотехнические игры
игры и упражнения, направленные на предупреждение синдрома профессионального выгорания в социальных профессиях, преследуют две основные цели [Н. В. Самоукина; 1993]: способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности, т. е. имеют сугубо психотерапевтическую цель, а также они направлены на развитие внутренних психических сил педагога (социального работника), расширение его профессионального самосознания. Регулярное выполнение психотехнических игровых упражнений помогает правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья.
- Игры-релаксации - позволяют вовремя «сбросить» напряжение, снять внутренние зажимы, расслабиться, снять усталость, обрести состояние внутренней свободы и уверенности в себе («Внутренний луг», «Пресс»,
- «Дерево», «Настроение», «Пословицы»,
«Воспоминания», «Книга», «Мария Ивановна», «Голова», «Руки», «Я ребенок», «Открытость», «Ритм», «Я резервуар»).
- Адаптационные игры - используются в период адаптации к профессиональной деятельности, при смене трудового коллектива, после длительного перерыва в работе; способствуют развитию самоконтроля и волевых процессов, как правило, проводятся за 15 – 20 мин до начала каких-либо важных дел (Фокусировка, Дыхание, Психоэнергетический зонтик, Распределение внимания, Переключение внимания, Животное, Эмоция).
- Игры-формулы - используются для вербального самовнушения, могут произноситься вслух или про себя как в течение рабочего дня, так и перед его началом или перед трудной ситуацией; тексты формул самовнушения составляются заранее, большое значение имеет начало формулы (я хочу, я все сумею, я убежден, я верю, у меня все получится); формула повторяется эмоционально до семи раз, при этом важна вера в «магию» произносимых слов.
- Игры-освобождения - методическое выражение идеи децентрации, что необходимо в моменты психического напряжения, характеризующегося суженностью сознания, и сверхконцентрации человека на своих переживаниях; ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел снять центр ситуации с себя и перенести его на что-либо другое. По сути дела, децентрация осуществляется как объективация эмоционально отрицательного состояния, выбрасывание его вовне и тем самым избавления от него. Существует несколько форм децентрации: ролевая, связанная с перевоплощением человека в другой предмет; интеллектуальная, осуществляемая за счет рефлексии и взгляда на самого себя со стороны (Видеокамера); коммуникативная, реализуемая в ходе диалога с переменой коммуникативных позиций (Плохойхороший).
- Игры-коммуникации - направлены на развитие умения занимать различные коммуникативные позиции в зависимости от обстоятельств и помогают правильно ориентироваться в ситуациях общения (Мышечная броня, Маска релаксации, Давление, Поставь себя на место другого, Монолог с двойником, Нейтрализация, Равенство, Взаимодействие, Анонимный список претензий, Ревизия).

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.



Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Психотехнические игры в образовательном процессе младших школьников

Небиев Магомедшафи Небиевич
В статье рассматриваются возможности использования психотехнических игр в образовательном процессе младших школьников.