ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА
Публичная сфера
Термин Хабермаса (1962) для обозначения «грамотного буржуазного общества» (и позже «общества в целом»), способного действовать в качестве критического противовеса государству. Историческое изображение Хабермасом «критического форума» независимых голосов, свободных от государственной власти, — основа его более поздней концепции политики и истины, представленной с точки зрения «идеальной речевой ситуации» [9]. С одной стороны, данное явление напоминает черты гражданского общества, его публичного выражения. С другой — это сфера деятельности независимых средств массовой коммуникации.
Источник: Словарь по социологии коммуникации.
ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА
PUBLIC SPHERE) Сфера публичной жизни, в рамках которой может разворачиваться обсуждение общественно значимых вопросов, ведущее к формированию информированного общественного мнения. С развитием публичной сферы связан ряд институтов — государство, газеты и журналы, обеспечение публичного пространства, такого, как парки, кафе и другие общественные места, — а также культура, благоприятствующая публичной жизни. Некоторые теоретики, такие, как Хабермас или Сеннет (Sennett, 1974), утверждали, что публичная сфера была наиболее развита в Европе XVIII в., и что с тех пор наблюдались отход от участия в общественной жизни и растущее разделение между сферами публичной и частной жизни под влиянием развития капитализма и коммодификации повседневной жизни. Это означало разрыв между семьей и жизнью домохозяйства, с одной стороны, и миром работы и политики — с другой. Это деление обусловлено также гендерными различиями, поскольку организацией частной сферы занимаются женщины, а в публичной доминируют мужчины. Предметом широкого обсуждения была современная роль средств массовой коммуникации, особенно телевидения, в сохранении публичной сферы (Dahlgren, 1995). Некоторые участники этой дискуссии утверждают, что телевидение делает тривиальными затрагиваемые вопросы и отличается тенденциозностью, вследствие чего препятствует обоснованному публичному обсуждению. Другие говорят о том, что телевидение в сущности поставляет сырой материал, используемый людьми для обсуждения общественно значимых вопросов в повседневной жизни. См. также: Приватизация; Приватизм.
Источник: Социологический словарь
Публичная сфера
(нем. Offentlichkeit, англ. public sphere) Свободное медиапространство для коммуникации и дискуссии между гражданами по общественно значимым вопросам. Публичная сфера (публичное пространство) представляет собой совокупность подсистем человеческой деятельности, таких как экономическая, политическая, духовная и социальная сфера. Термин «публичная сфера» впервые был введен Ю. Хабермасом для обозначения общества, способного действовать в качестве критического противовеса государству. В результате обсуждения в медиапространстве актуальных для жизни социума вопросов формируется «общественное мнение». Общественное мнение (и публичная сфера как пространство его формирования) выступает в качестве главного ограничителя государственной власти и источника демократической легитимности через выражение общественных интересов, публичный контроль за деятельностью структур власти, а также участие в обсуждении и формировании государственной политики в целом. В связи с этим можно определить основную демократическую функцию современных медиа – сделать важную для общества информацию доступной для всех граждан, дать им возможность обсуждать ее, «запустить дискурс» и выработать общественное мнение как некую средневзвешенную позицию по тем или иным проблемам. Таким образом, публичная сфера представляет собой совокупность определенных общественно‑политических условий, которые позволяют людям открыто высказываться по актуальным вопросам современности и тем самым оказывать влияние на происходящее в стране и мире.
Литература Уэбстер Ф. Теории информационного общества / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2004. Хабермас Ю. Структурное изменение публичной сферы. Исследования относительно категории буржуазного общества. – М.: Весь мир, 2016.
Литература Уэбстер Ф. Теории информационного общества / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2004. Хабермас Ю. Структурное изменение публичной сферы. Исследования относительно категории буржуазного общества. – М.: Весь мир, 2016.