Публицистика
Публицистика
От лат. Publicus - специфический род литературы, публицистика рассматривает актуальные проблемы жизни и деятельности общества, его культуру, политику, философию, экономику и др. Публицист - Журналист, пишущий по вопросам политики и общественной жизни. Так же публицистом называют Ученого специалиста по публичному праву.
Источник: Словарь журналистских терминов
Публицистика
жанровая характеристика литературного или журналистского произведения, спецификой которого является реагирование на актуальные общественно значимые процессы и проблемы путем их документального отображения, идейно-политического осмысления и эмоционально-художественной оценки. Существует образное определение: публицистика – тень политики. Перефразируя высказывание К. Маркса, можно сказать, что публицистика является продуктом политики в той же мере, в каковой она сама создает эту политику. Без политики нет публицистика, как без публицистики не бывает цивилизованной политики. Имея ввиду известное изречение: если вы не хотите заниматься политикой, политика все равно займется вами, публицистика путем кропотливого анализа причинно-следственных взаимосвязей между самыми разными проявлениями социальной жизни, находит именно политического осмысления этих проявлений, место отдельно взятых в качестве примера событий и явлений в общих социальных процессах. Объект публицистики – политически освоенная действительность. Невзирая на макиавеллистские представления и несовместимости политики и морали, публицистика не просто систематизирует действительность в ее политических аспектах, но и рассматривает психологию политических феноменов, их философские, культурные и нравственные характеристики. Публицистика непрерывно навязывает власти напоминание о трех постулатах – правдивости, разумности и справедливости, на которых должна в идеале основываться в своих действиях власть. В этом смысле публицистика – занятие неблагодарное. Публицистический элемент может присутствовать практически в любых журналистских жанрах: интервью, беседе, комментарии, статье и т.д., в тех случаях, когда в публикациях присутствуют анализ и обобщение. Главным же критерием публицистичности всегда будет являться прежде всего неравнодушие автора публикации к предмету этой публикации, его гражданская позиция. В этом, пожалуй, главное отличие публицистики от аналитической журналистики.
Источник: Энциклопедический словарь СМИ
Публицистика
(лат. publicus – общественный) Разновидность творческих произведений, служащих средством формирования общественных настроений и передачи общественно значимой информации, содержательно посвященных актуальным событиям текущей жизни и направленных на отражение реальности, на интерпретацию происходящего, на оказание влияния на конкретные аспекты существования и функционирования социальных институтов через обнародование отчетливой авторской позиции по обсуждаемым вопросам, темам, событиям жизни; играет важную роль, влияя на деятельность социальных институтов. Публицистическое творчество проявляется в различных форматах: в виде словесной, графической (изобразительной) публицистики (плакатное искусство и карикатура), в кинематографической, фото‑ и видеопродукции, в форме документальных фильмов и телевизионных программ и пр. Типологическими признаками публицистических произведений являются актуальность тематики материала и масштаб осмысления представленных в материале событий реальной жизни, социальной практики. В отечественной теории журналистики зафиксирована отчетливая связь данной разновидности творчества (ее целей и задач, а также функционального предназначения текстов и потенциальных эффектов воздействия) с предметно‑объектным полем публикаций, методологическими основаниями деятельности автора и выбранным им форматом сообщения. Функциональная доминанта публицистического текста и его целевая установка – формирование, активизация и вербализация общественного мнения, способствующего принятию решений по ключевым общественным проблемам. Потенциальные результаты воздействия публицистических текстов связаны с проявлением когнитивно‑аффективных и организационно‑практических эффектов, могут воплотиться в пробуждении реакций аудитории, общества, в налаживании общественных отношений и взаимодействий. Объектом публицистического творчества выступает актуальная социальная действительность и события прошлого, получившие важное социальное звучание, а предметом публицистического материала становятся всесторонне рассмотренные ситуации и события. Методологические основания публицистического творчества строятся на образном отражении реального социального пространства и отчетливой презентации авторской позиции по обсуждаемым проблемам, вопросам и событиям. Современное медиатизированное пространство сохраняет за собой потенциал публицистического воздействия, реализуя его с использованием новых форматов групповой и массовой коммуникации.
Литература Прохоров Е. П. Искусство публицистики. – М.: Сов. писатель, 1984. Ученова В. В. Публицистика и политика. – 2‑е изд. – М.: Политиздат, 1979. Ученова В. В. Три грани теории журналистики. – М.: Аспект Пресс, 2009.
Литература Прохоров Е. П. Искусство публицистики. – М.: Сов. писатель, 1984. Ученова В. В. Публицистика и политика. – 2‑е изд. – М.: Политиздат, 1979. Ученова В. В. Три грани теории журналистики. – М.: Аспект Пресс, 2009.