ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО РАСПАДА И ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО РАСПАДА И ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
В сфере природного существования овладение человеком процессами собственного поведения. Человек определяет себя в отношении к окружающему миру и в отношении к собственной природе. Свое отношение к окружающему миру конкретная личность определяет посредством восприятия опыта среды и традиции. Что же касается личного поведения, то единственным способом его приведения в согласие с требованиями социализации оказывается самоограничение. Именно оно предохраняет личность от безоглядного погружения в стихию материальности и чувственных увлечений, т.е. позволяет сохранить духовный облик личности. В сфере социально-культурной жизни - осуществление принципов этического отношения к конкретному человеку в частности и к окружающим людям вообще. Личность, формирующаяся в сфере социально-культурной жизни, должна твердо следовать нравственным принципам справедливости, долга, честности, уважения достоинства человека. В сфере общественной жизни - достижение личностью общественного признания. Данная сфера бытия человека является плодотворной средой формирования высоконравственной личности. Человек может выступать в качестве полноценной личности в случае наполнения его внутреннего мира всем спектром положительных чувств, переживаний и желаний. В противном случае он уподобляется думающему роботу, наделенному памятью, логикой мышления, но абсолютно лишенному чувства сопереживания, а, следовательно, не способного к полноценному существованию в обществе. Различного рода эмоции, влечения и потребности человека в полной мере касаются не только биологической стороны деятельности человека, но и сопряжены с требованиями естественного нравственного закона. К примеру, физиологическое состояние голода и сытости является сугубо природным, но наличие или отсутствие чувства сострадания к голодному человеку является необходимым атрибутом нравственности и заслуживает определенной этической оценки. Развитие нравственности человека и общества обеспечивается доминирующим участием государства в образовании, средствах массовой информации, ориентированных на воспитание индивидуальной нравственности гражданина.
Источник: Нравственное развитие взрослого человека