Рабочий класс

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Рабочий класс
working class). Социальный класс работников, занятых физическим трудом, или “синих воротничков”.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

РАБОЧИЙ КЛАСС
аятл. working class; нем. Arbeiterklasse. Совокупность индивидов, занятых производством материальных благ, лишенных средств производства и вынужденных жить продажей своей рабочей силы.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

РАБОЧИЙ КЛАСС
working class) - 1. Рабочие ручного труда, то есть те, кто использует прежде всего свои руки, а не умственные способности (рабочие неручного труда). В этом смысле в Англии доля населения, которая является рабочим классом, устойчиво снижалась в течение 20-го столетия, однако существует проблема относительно того, можно ли, хотя бы для некоторых целей, включать в нее обычных беловоротничковых рабочих (см. также Пролетаризация). 2. Члены пролетариата, то есть все те, кто являются лицами наемного труда или наемными рабочими, не обладающими, ни управляющими средствами производства. Во втором значении рабочий класс охватывает намного больше трудящегося населения (но см. также Промежуточные классы; Противоречащие классовые положения).
Расхождения и разновидности в классовом сознании рабочего класса (смысл 1 или 2) также представляли интерес - см. Консерватизм рабочего класса; Рабочая аристократия; Классовые представления.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Рабочий класс
Робітничий клас. Working class. 1. В социологии США – совокупность синеворотничковых (работники физического труда) и беловоротничковых (среднетехнический персонал и конторские служащие) рабочих. Социальная группа людей, имеющих рабочие места, которые предполагают наличие легко обучаемым (усваиваемым) в основном физическим умениям и навыкам. 2. В марксизме – один из основных классов современного общества, образование которого конституировало капитализм как общественно-экономическую формацию; главная движущая сила социальных преобразований в современном обществе, направленных на постепенный переход от капитализма к социализму и коммунизму. В целом среди рабочего класса всегда наблюдается наиболее высокий уровень безработицы и бедности, чем и обусловливается его социальное положение: практическое отсутствие возможностей повышения социального статуса и получения необходимого для этого уровня образования, лимитированные возможности культурного развития, а значит и накопления культурного капитала в целом и т. д. Г. В. Плеханов, например, считал, что образование рабочего класса, не только изменило социальную структуру общества, но и изменило характер исторического процесса и культуру Европы, привнеся в нее новые черты, во многом противоположные культуре господствующих классов, куда относились праздность, лицемерие, ложь, разврат, обман, биржевые спекуляции, политическая продажность и прочее, чем они заражают все общество. Что касается Российской империи, то с его точки зрения, появление рабочего класса дало еще больший культурный результат; изменился сам характер русской культуры, исчезает старый азиатский экономический быт, уступая место новому, европейскому. В современной западной социологии принято считать, что в современном обществе вместе с переходом его от индустриального к постиндустриальному постепенно уменьшается влияние рабочего класса на социальные процессы, что обусловлено: а) радикальным изменением промышленных технологий, требующих значительного уменьшения физического труда с соответствующим возрастанием доли интеллектуального труда; б) значительным развитием сферы услуг, поглощающей высвобождаемых из промышленного производства рабочих, переводя их в ряды среднего класса, и некоторыми другими факторами. Но в то же время исследователи отмечают, что параллельно существует постоянный и неуклонный процесс пролетаризации самого среднего класса, неизбежно отражающийся не только на снижении социального статуса, но и на духовной культуре людей, что выражается в постепенном уничтожении двойственного сознания. См. также Двойственное сознание, Классовое сознание, Культурный капитал, Пролетариат и Пролетаризация.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

КЛАСС РАБОЧИЙ
Исторически один из основных классов капиталистического общества, занятый непосредственным производительным трудом, работающий по найму на предприятиях различной формы собственности; основная продуктивная сила в индустриально развитых странах. Зародился в недрах феодального общества одновременно с возникновением капитализма. Становление его как самостоятельного класса связано с промышленной революцией. К середине XIX в. он превратился в самостоятельную политическую силу. В отличие от представителей всех остальных неимущих классов, существовавших ранее (рабы, крепостные крестьяне), рабочие лично не зависят от собственников средств производства (буржуазия), но, создавая своим трудом добавочную стоимость, служат увеличению капитала и подвергаются эксплуатации. В современных условиях – это огромный отряд промышленных, транспортных, строительных, сельскохозяйственных рабочих, работников торговли и сферы обслуживания, технических специалистов, непосредственно причастных к производству и обороту материальных ценностей. Современный К. р. существенно отличается не только от рабочих прошлого столетия, но и от рабочих начала и даже середины ХХ в. как по характеру и содержанию труда, так и по общеобразовательной и профессиональной подготовке, культурному уровню, материальному обеспечению, образу жизни и т.д., что органично связано прежде всего с НТР. Под ее влиянием возрастает удельный вес доли умственного труда в операциях, осуществляемых рабочими; происходит усложнение состава и расширение границ К. р. Уменьшается количество кадрового промышленного пролетариата, занятого в традиционных отраслях промышленности; растет численность рабочих в новейших производствах. Сегодня уже неправомерно включать в К. р. только тех, кто занят физическим трудом. Современные рабочие могут выступать и совладельцами предприятий, где они работают (акции, коллективная собственность и др.) Целенаправленно стимулируется среднее и мелкое предпринимательство, что ведет к дроблению К. р. и включению его в бизнес. На основе партнерства К. р. и буржуазии развивается капитал. Способность К. р. к высокой организованности, коллективизм, демократичность делают его активным субъектом политического процесса. Действует тенденция социального и политического партнерства с предпринимателями. Становление многоукладной рыночной экономики, вхождение России в современный мир, промышленные и торговые отношения определяют новую ролевую характеристику российского К. р. От его поддержки зависитсудьба реформ, создание общенародной собственности, ее приватизация. Ключевое положение К. р. в производстве материальных ценностей обусловливает достаточно высокий удельный вес его в политической жизни общества. Становление рыночных отношений в России сопровождается утратой К. р. многих социальных завоеваний (гарантия занятости, обеспечение жильем, бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное образование), что вызывает активизацию рабочего движения, направленного на удовлетворение разнообразных потребностей.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

РАБОЧИЙ КЛАСС
Социология рассматривает Р. к. вне его идеологич. значений, одновременно и как объективную соц. общность людей со схожими жизненными и проф. позициями, связанными с продажей своей рабочей силы на рынке труда, и как общность, субъективно осмысливающую свое соц. положение в об-ве (осознание общности интересов и готовности к их солидарной защите).
Маркс разделял эти две стороны Р. к. как класс «в себе» (in sich) и класс «для себя» (für sich). В совр. социологии в отличие от классики (Маркс, Вебер) понятиям «класс» и «классовая структура» предпочитаются категории стратификации и понятие «сети соц. взаимодействий» (Ю. Хабермас, М. Кастельс и др.). С одной стороны, это соответствует соц. переменам, с другой (если рассматривать Р. к. не в идеологии, ключе, в качестве субъекта революционных действий, а в социологич. смысле) — это понятие представляется богатым в понимании соц. реальности и процессов изменений.
В совр. социологии изучаются объективные процессы изменения численности Р. к., образовательных, квалификационных, отраслевых характеристик, обществ, статуса (материального, символического, т. е. имеющего определенный смысл в данной культуре, массовом сознании). Особое внимание уделяется самоидентификации, социально-трудовым отношениям, практическим действиям рабочих и вступающих в отношения с ними иных соц. субъектов (прежде всего на рынке труда) по осуществлению контроля в различных полях взаимодействий: экономич., поли-тич., соц., культурном, символич. Акцентируется внимание на властных и конфликтных отношениях, роли Р. к. в общей структуре социально-политической системы.
Достаточно популярна концепция классов П. Бурдье, которая принимает во внимание все вышеперечисленные факторы и строит динамичную модель формирования и реструктуризации классов под воздействием различных факторов. В применении к Р. к. совр. развитых обществ рабочие, несмотря на общие черты в их объективной ситуации, разъединены, применяют разные стратегии, защищая разные интересы, и мыслят по-разному. Появление класса «в себе» требует соответствующей идентификации и готовности к солидарным действиям. Эти процессы могут быть инициированы активистами, пользующимися авторитетом и доверием. В любом случае класс остается лишь потенциальным, вероятным, пока он не солидаризовался в коллективных действиях.
П. Бурдье подчеркивает, что классовая борьба помимо прочего есть «борьба за классификацию», за право использования самого понятия «Р. к.». Речь идет именно о ментальных конструкциях — коллективном самоопределении в качестве класса. Пока таковое отсутствует (как это имеет место в совр. России), из лексикона исчезает понятие «Р. к.» и сам этот процесс препятствует его консолидации в качестве субъекта соц. действия.
Тем не менее классовый анализ об-ва не утратил своей познавательной и аналитической ценности, в России в частности. Слабость рабочего движения — одна из главных причин несовершенства законодательства о труде, в котором интересы работодателей представлены подчас более, чем интересы наемных работников.
См. также: Профессиональный союз (профсоюз), Профсоюзное движение в России, Солидарность, Трудовой кодекс.
Лит.: Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. — М.: «Логос», 2004; Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов // Социология политики. — М.: «Socio-Logos», 1993; Рада-ееВ. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация.— М.: «Аспект-Пресс», 1996; Максимов Б. И. Рабочие в реформируемой России. — СПб.: «Наука», 2004; Touraine A. The Post-Industrial Society. Tomorrow’s Social History: Classes; Conflicts and Culture in the Programmed Society. — New York: Random House, 1971.
К. Клеман

Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.

РАБОЧИЙ КЛАСС
WORKING CLASS) Если следовать традиционному, но уже вызывающему споры определению рабочего класса как совокупности людей, занятых физическим трудом, то его размеры в Британии сокращаются (так, с 1911 по 1991 гг. они сократились с 75 до 42% занятого населения). Изменения в структуре занятости привели к устойчивому росту числа видов занятости, которые связаны с умственным трудом, наряду с уменьшением объема труда физического. Тем не менее, рабочий класс не утратил свои отличительные черты: по сравнению с высшим и промежуточным (intermediate) классами он имеет в среднем более низкие доходы и менее гарантированную занятость, для него характерны более высокий уровень безработицы и более высокая вероятность бедности, менее интересное содержание работы и худшие условия найма, более низкие шансы структурированной карьеры и достижения успеха в системе образования, более высокий уровень заболеваемости и меньшая продолжительность жизни. Социологи сосредоточивались на двух вопросах: (1) почему рабочий класс, как представляется, терпимо относился к такому неравенству условий и не стремился к более эффективной самоорганизации для того, чтобы сократить масштаб классовых различий; (2) какова степень единства и внутренней однородности рабочего класса. (1) Исследования сознания рабочего класса обычно раскрывали его дуализм: люди одновременно и отвергают, и принимают социальные, экономические и политические структуры, порождающие такое неравенство, а их взгляды отличаются непоследовательностью. Полученные данные указывают на то, что пролетарские классовой структуры образы являются довольно распространенными, но не развиваются в радикальное классовое сознание. Социологи предлагали различные объяснения этого феномена, но ни одно из них не является общепризнанным. Они указывали, в частности, на (а) обуржуазивание рабочих, занятых физическим трудом; (б) идеологическую гегемонию тех, кто господствует над существующими структурами и получает выгоду от их существования; (в) прагматическое принятие рабочим классом своей участи. Считается, что неспособность к эффективной самоорганизации рабочего класса отчасти связана с отсутствием у рабочих единодушного и последовательного стремления к социальному изменению, а также с неспособностью организаций рабочего класса, таких, как профсоюзы и лейбористская партия старого образца, оказывать давление в направлении изменений. Это в свою очередь интерпретировалось как следствие олигархических тенденций в этих организациях и процессов инкорпорации, расширения прав гражданства, институционализации конфликта и развития сферы социального обеспечения, которые, делая возможным некоторое улучшение условий труда и жизни рабочих, создают видимость изменения без осуществления крупных преобразований. (2) Вопрос об однородности рабочего класса отчасти связан с первым вопросом, поскольку чем менее однороден рабочий класс, тем меньше вероятность того, что рабочие будут обладать общим сознанием или действовать сообща. Исторически основное деление британского рабочего класса было связано с существованием рабочей аристократии. Однако со временем различия в мастерстве рабочих стали менее существенными в результате деквалификации и сокращения разницы в оплате и условиях труда. Начиная с 1950-х гг. постулировалось существование и других делений рабочего класса, включая деление на «состоятельных рабочих», «традиционных пролетариев» и «традиционно-почтительных рабочих», предложенное в рамках исследования «Состоятельный рабочий», а также идею нового рабочего класса. Однако ни одна из этих идей не устояла против критики. Другое деление может быть связано с развитием андеркласса. В связи с тем, что процесс социальной мобильности вымывает людей из рабочего класса, не замещая их теми, кто оказывается за пределами других классов, поскольку размеры рабочего класса сокращаются, а также тем, что с завершением индустриализации прекратился приток крестьян и сельскохозяйственных рабочих в ряды индустриального рабочего класса, этот класс является довольно однородным. В других странах Западной Европы и в США перемещение населения из сельского хозяйства в сферу промышленности и относительно недавние волны иммиграции делают рабочий класс менее однородным. В Америке двойной рынок труда порождает определенный привилегированный слой работников, что также разделяет рабочий класс. См. также: Высший класс; Господствующей идеологии тезис; Государство всеобщего благосостояния; Двойственное сознание; Класс; Ленинизм; Миграция; Михельс; Почтительный рабочий; Пролетаризация; Рабочего класса консерватизм; Распределение доходов и состояний; Рынка труда сегментация; Средний класс; Трудового процесса подход. Лит.: Goldthorpe (1987)

Источник: Социологический словарь

РАБОЧИЙ КЛАСС
социальная категория наемных работников преимущественно физического труда, занятых производством материальных благ, не владеющих средствами производства и живущих продажей своей рабочей силы. При этом от собственно Р. к. следует отличать наемных работников в торговле и сфере услуг, которые образуют группу служащих. Р. к. прошел длительный и сложный путь развития от разобщенных наемных работников мануфактурного периода до наемной рабочей силы современного постиндустриального этапа развития. Развитие Р. к. в советских (а затем – постсоветских) государствах всегда происходило во взаимосвязи с формой общественного устройства. Изменение социального положения (социальные обретения и утраты) рабочих диалектически взаимосвязано с социально-экономическим развитием общества, его политическим и институциональным устройством.
В советский период (дорыночных отношений) наблюдалась абсолютизация роли промышленного Р. к. в расширении научно-технического прогресса (обретения) и, следовательно, абсолютизация функций физического труда, что тормозило создание инноваций как результата по преимуществу умственного труда. Для постсоветского периода (при переходе к рыночным отношениям) характерна недооценка Р. к. как класса, занятого по преимуществу физическим трудом в сфере промышленного производства, и обращение особого внимания на средний класс и его функции в обществе. В этот период происходит утрата Р. к. его ведущей роли в обществе на производстве и известная потеря солидарности как класса. Одновременно в ходе этих социальных утрат прежний Р. к., как следует из опыта экономически развитых стран, превращается в класс наемных работников – эффективных собственников своей рабочей силы. Однако незаконченность социально-экономических преобразований в постсоветских государствах обусловили неготовность рабочих отойти от патерналистских ценностей и установок в трудовой деятельности, неготовность реализовывать активный тип трудовой деятельности и превратиться в эффективных собственников рабочей силы. В Российской Федерации в ходе «шоковой» модернизации, без реально функционирующих рыночных институтов, происходили значительные негативные изменения в положении Р. к. Бесконтрольная «дикая» приватизация обусловила массовые увольнения рабочих, ухудшение условий их труда и найма, задержки заработной платы в государственном и частном секторах, падение уровня жизни рабочих, что вызывало протестные акции и волны забастовок. В Республике Беларусь выбор эволюционного пути развития позволил избежать резких ухудшений в социальном положении Р. к. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. В республике реализуется социально-ориентированная рыночная экономика, направленная на обеспечение социальной защиты рабочих:
1) обеспечение роста заработной платы, соответствующего росту цен и темпам инфляционных процессов (но не всегда подкрепленное соответствующим ростом производительности труда), чтобы не допустить малообеспеченности среди занятых;
2) оказание государственной поддержки крупным государственным предприятиям для обеспечения максимально полной занятости и недопущения роста безработицы;
3) выравнивание доходов в частном и государственном секторах, снижение дифференциации заработной платы, зачастую в ущерб ее связи с производительностью труда. В период с 1991 по 2011 год в республике сократилась доля промышленного сектора и выросла доля сектора услуг.
В новых отраслях экономики заметно изменились характер труда, уровень профессиональной квалификации, культура производства, мышление трудящихся, что обусловило перемены в их социальной психологии и поведении. Это особенно характерно для растущего числа наемных работников, занятых в информационной экономике. Еe принципиальное отличие от предшествующих стадий состоит в широком использовании информации и знаний, в изменении структуры Р. к. и появлении новых категорий работников; на смену традиционном категориям рабочих (фабрично-заводским рабочим) приходят «синие воротнички». Однако это не означает полного вытеснения из сферы производства неквалифицированных и полуквалифицированных рабочих, поскольку новые виды производственной деятельности развиваются параллельно с ее традиционными индустриальными видами. Различные группы в структуре Р. к. характеризуются не только различным уровнем образования и профессионально-квалификационной подготовки, но и различными возможностями трудовой адаптации и мобильности, различными социальными и трудовыми ожиданиями, различными социальными обретениями и утратами, различной потребностью в социальной защите и поддержке. Процессы модернизации отраслевой структуры производства влекут за собой количественную и качественную трансформацию занятости: во-первых, в ходе замены оборудования и все большей автоматизации производственных процессов будет высвобождаться значительное количество занятых рабочих, во-вторых, будет изменяться профессионально-квалификационная структура занятых, устаревать ряд профессий и меняться содержание трудовой деятельности и функциональные обязанности в рамках новых профессий.
Происходивший в последние годы рост заработных плат позволил повысить уровень жизни рабочих, обусловив повышение их социальных и трудовых ожиданий: для подавляющего большинства рабочих важно иметь высокую заработную плату, комфортные условия труда, гарантии занятости и защиты от безработицы. Трансформация структуры занятости может обусловить ухудшение положения части рабочих на рынке труда и вызвать рост социальной напряженности; для их нивелирования потребуется разработка социальных программ по трудовой адаптации и поддержке уровня жизни рабочих в данный период. Исходя из этого, можно выделить следующие основные утраты Р. кл. в белорусском обществе: утрата ведущей роли в развитии общества и снижение общественного признания значимости труда рабочих и престижности рабочих профессий; утрата позиций в системе найма при переходе на контрактную систему и возврат к зависимым отношениям с нанимателем; потеря положения класса-собственника средств производства и устранение от участия в управлении коллективной собственностью, несмотря на владение акциями. В ходе приватизации государственной собственности в Беларуси многие крупные предприятия преобразованы в акционерные общества и занятые на них рабочие стали держателями акций. Однако данный процесс носит скорее номинальный характер, так как большинство рабочих владеет весьма незначительной долей в уставном капитале, не позволяющей им влиять на управление предприятиями. Владельцы акций, как правило, не получают дивидендов в связи с отсутствием прибыли на их выплату, а потому, согласно данным республиканских социологических мониторингов, менее 1 % респондентов отмечают, что они являются собственниками средств производства. Происходящие преобразования, помимо социальных утрат, предоставляют Р. к. и возможности новых социальных обретений: свободу выбора сферы и типа трудовой деятельности; возможность самостоятельно выстраивать свое трудовое и экономическое поведение; возможность превращения рабочего в эффективного собственника своей рабочей силы.
Опыт экономически развитых стран свидетельствует, что в рыночных условиях рабочие превращаются в класс наемных работников – эффективных собственников своей рабочей силы. В контексте западного опыта, менеджеры заняты проблемами участия рабочих в управлении, вовлеченности рабочих в дела компаний, повышения инициативности и трудового вклада рабочих за счет их приобщения к собственности предприятий. Рабочие становятся активными участниками рынка труда, характеризуются активной трудовой мобильностью, позволяющей им эффективно продавать собственную рабочую силу, получая достаточный доход для обеспечения высокого уровня жизни. В этом объективном процессе, в условиях формирования нового технологического уклада и соответствующей реорганизации общественных отношений состоит социальное обретение рабочего класса. Многие годы представления отечественных ученых о тенденциях и особенностях развития рабочего класса и рабочего движения складывались под влиянием трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина.
Основываясь на всемирно-исторической роли Р. к. в создании мировой цивилизации, марксистско-ленинская идеологическая концепция исходила из того, что он является главной движущей силой исторического процесса, производительной, организованной и активной силой общества. Хотя такой подход страдал определенной абсолютизацией, он в принципе отражал важную роль Р. к. в социально-экономической и политической жизни общества. В контексте идеологической концепции ведущей роли Р. к. в развертывании НТП большое внимание уделялось качественному и количественному развитию промышленного Р. к. вплоть до 1990-х годов. В 1960–1970-е годы в советских государствах, с одной стороны, решалась идеологическая задача обоснования труда как основной сферы жизнедеятельности и первой жизненной потребности советских людей, с другой – практическая задача объяснения низкой производительности труда, недостаточной заинтересованности рабочих в качестве своего труда в условиях экстенсивного развития экономики. По результатам социологического исследования, проведенного Институтом социологии РАН в начале 1980-х годов, лишь 1/3 рабочих трудились в полную силу; 2/3 – могли бы трудиться лучше, но не были в этом заинтересованы. В «нулевых» годах, по данным республиканских социологических мониторингов, эта ситуация принципиально не изменилась.
Социальным проблемам развития Р. к. уделялось большое внимание в бывшем СССР в I970–980-е годы. На этом этапе получили развитие: исследования отношения к труду в зависимости от объективных и субъективных факторов (А. Г. Здравомыслов, В. П. Рожин, В. А. Ядов); выявление тенденций социального развития Р. к. (Э. В. Клопов); анализ социальной организации и социальной структуры промышленного предприятия (В. Г. Подмарков); изучение проблем подготовки рабочих кадров (С. Я. Батышев); исследование социальных резервов труда и трудового коллектива (В. М. Шепель, В. И. Патрушев, Ж. Т. Тощенко); изучение роли Р. к. в развертывании НТП (Г. В. Осипов, О. И. Шкаратан, Э. В. Клопов, Л. А. Гордон, В. Н. Шубкин, Н. И. Лапин, Е. М. Бабосов, Г. Н. Соколова и др.). Однако с начала 1990-х годов эта важная тематика, в силу политических и идеологических причин, перестала быть «респектабельной». В результате исследования о Р. к., об изменении его положения и социальных проблемах в процессе перехода к рыночным отношениям были практически свернуты. Эта область научных знаний испытывает острый дефицит в качественных теоретических и практических исследованиях, адекватно отражающих как современную действительность, так и опыт развития Р. к. и рабочего движения в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Лит.: Человек и его работа / под ред. А. Г. Здравомыслова и др. – М., 1967; Шкаратан О. И. Проблемы социальной структуры рабочего класса СССР. – М., 1970; Подмарков В. Г. Введение в промышленную социологию. – М., 1979; Батышев С. Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. – М., 1979; Соколова Г. Н. Культура труда в социальном развитии рабочего класса. – Минск, 1984. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после: учеб. пособие для вузов. – М., 2003. Г. Н. Соколова

Источник: Экономико-социологический словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
246.59 кб

Российский рабочий класс как сословие

Юрасов Игорь Алексеевич, Юрасова Ольга Николаевна
В предлагаемой статье рассматривается современный российский рабочий класс в свете сословной теории. Сословия – основа социальной структуры в стабильный этап развития экономики.
Читать PDF
201.46 кб

Типология групп в современном рабочем классе

Балабанов С. С.
Читать PDF
1.06 мб

Рабочая программа по литературе для 6 класса

Голяшова Светлана Викторовна
Рабочая программа составлена на основе приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред.
Читать PDF
12.84 мб

Социальное положение рабочего класса в регионе

Юрасов Игорь Алексеевич, Юрасова Ольга Николаевна
В статье рассматривается социальное положение современных рабочих в Пензенской области.
Читать PDF
282.04 кб

Рабочая классификация пролапса гениталий у женщин

Бахаев В. В., Горин B. C., Салов П. П., Луцик Л. А.
Читать PDF
277.69 кб

Рабочий класс как субъект социокультурных изменений

Забелин Кирилл Николаевич
Современные общественные трансформации, расширение воздействия информационных технологий на личность и уход основных идеологических систем из мировой политики требуют существенного изменения в подходах к анализу основных субъектов
Читать PDF
322.86 кб

Электронная рабочая тетрадь по геометрии для 9 класса

Петриченко Даниил Николаевич, Поздняков Сергей Николаевич, Рыжик Валерий Идельевич
Авторы рассматривают один из способов организации работы ученика, используя компьютерную поддержку средствами динамической геометрии.
Читать PDF
114.79 кб

Проект рабочей классификации анкилозирующего спондилита

Эрдес Шандор Федорович, Бочкова А. Г., Дубинина Т. В., Лапшина С. А., Мясоутова Л. И., Румянцева О. А., Салихов Щ. Г.
В статье описан проект рабочей классификации анкилозирующего спондилита. Вводятся такие новые понятия для этого заболевания, как стадия болезни (а не сакроилиита), внеаксиальные и внескелетные проявления.
Читать PDF
3.75 мб

Физическая культура: рабочая программа для 1 и 2 классов

Коджаспиров Юрий Георгиевич
Представляемая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, примерной программе по физической культуре ФГОС и продвинуто обогащёна новыми актуальными требованиями
Читать PDF
167.68 кб

Социокультурный статус рабочего класса в современном обществе

Самыгин Сергей Иванович, Рачипа Андрей Валерьевич, Щербакова Лидия Ильинична
Статья посвящена анализу динамики социокультурного статуса рабочего класса в современном обществе. Автор отмечает зависимость статуса рабочего класса от социальной структуры и специфики её развития.
Читать PDF
337.62 кб

Рабочий класс в советском и российском социологическом дискурсе

Гаврилюк Вера Владимировна, Гаврилюк Татьяна Владимировна
Объект исследования. Соотношение классового и стратификационного подходов в советской и постсоветской социологии. Предмет исследования. Новый рабочий класс в отечественном социологическом дискурсе. Цель исследования.
Читать PDF
356.47 кб

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ РАБОЧЕГО КЛАССА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Макарова Марина Николаевна
В статье рассматриваются социологические концепции рабочего класса, возможности выявления классовых и групповых характеристик рабочих. Приводятся дискуссии об «исчезновении» рабочего класса.
Читать PDF
61.22 кб

Современный рабочий класс в России: проблема социальной интеграции

Батуренко Светлана Алексеевна
В данной статье анализируется проблема социальной интеграции рабочего класса в современном российском обществе. Автор описывает изменение положения рабочих в социальной структуре.
Читать PDF
221.07 кб

Современное положение и трудовая мотивация рабочего класса в России

Корниенко Е. В.
Исследовано современное состояние рабочего класса в России. Дана сравнительная характеристика положения рабочего класса в России и западных странах вследствие индустриального развития.
Читать PDF
531.92 кб

Рабочая классификация и ранняя диагностика анкилозирующего спондилита

Эрдес Шандор Федорович, Бочкова Анна Георгиевна, Дубинина Татьяна Васильевна, Лапшина Светлана Анатольевна, Мясоутова Лейсан Ильдаровна, Румянцева Оксана Алексеевна, Салихов И. Г.
В статье представлен проект рабочей классификации анкилозирующего спондилита.

Похожие термины:

  • КЛАСС РАБОЧИХ

    См. ПРОЛЕТАРИАТ, РАБОЧИЙ КЛАСС.
  • НОВЫЙ РАБОЧИЙ КЛАСС

    англ. class, new working; нем. Arbeiterklasse, neue. По С. Малле и А. Турену - возникшая в процессе научно-техн. революции часть рабочего класса, высококвалифицированных рабочих, техников, операторов, занятых на промыш