форма организации коллективной выработки решений с использованием методов интенсивной мыслительной деятельности ("мозговой штурм", синектика и др.) и методов группообразования (соц.-психологический тренинг и т. п.). Р.г. направлена на перестройку мышления участников, развитие ролевых отношений, поиск новых форм координации деятельности разных специалистов и руководителей разного уровня в организациях для решения сложных проблем комплексного характера. Специалисты по консультированию управленческому (см.) под Р.г. понимают совместную работу людей в малых (3-7 чел.) группах, к-рые работают над определенным заданием, сами устанавливают нормы общения, самостоятельно направляют свою деятельность. Основное назначение Р.г. - решение сложных проблем, требующих совместных усилий представителей различн. организаций или разных подразделений внутри одной организации, разных специалистов (проблемы внедрения новшеств, развития организаций, сложные вопросы управления организацией и т. п.). Р.г. может использоваться в качестве метода обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов (в вузах, ИПК и т. д.), как одна из основных форм работы в различн. видах игр, инновационных, организационно-деятельностных, практических деловых - наряду с межгрупповыми формами взаимодействия, а также как самостоятельная форма коллективной выработки решений (работа временных целевых групп, оргпроектирование, специальные совещания, семинары). Возможны различн. варианты организации Р.г. Для решения нестандартных проблем, не имеющих прототипов решения, Р.г. осуществляется при участии организатора, к-рый контролирует процесс поиска решения, предлагает новые методы работы или организует их выработку группой, но не дает готовых вариантов решений и, как правило, не участвует в обсуждении содержания решений, а лишь направляет его. В др. случаях допускается участие консультанта (организатора) в разработке содержания решений, используется опыт аналогичных решений (для задач, имеющих аналоги решения). Теоретич. источником Р.г. являются налгав ление "групповой динамики" (организация внут ригруппового взаимодействия в целях развитая личности и совершенствования групповых отношений) и идея "тренинг-группы" (направление исследования процессов в малых группах, сложившееся на базе работ нем. и амер. психолога К. Левина). Методы организации выработки решений разрабатываются на основе теории принятия решений (Р. Акофф, О. И. Ларичев, Ю.Козелецкий и др.), методологии организации коллективной мыследеятельности (Г. П. Щедровицкий и др.). Лит.: Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М., 1979; Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности//Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов. М., 1983; Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М., 1985; Программа инновационной игры. Ярославль, 1987; Ларичев О.И. Объективные модели и субъективные решения. М., 1988; Лейманн Я.А. Управленческое консультирование: теория и практика. М., 1988. Е.М. Усенко.
РАБОТА ГРУППОВАЯ
РАБОТА ГРУППОВАЯ
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Групповая работа
спектр деятельности, включающий метод социального вмешательства, с помощью которого отдельные индивиды и группы могут развить навыки решения проблем для преодоления собственных затруднений и проблем участников расширенного СООБЩЕСТВА. (См. также СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.)
Оценка метода групповой работы основана преимущественно на субъективных отзывах участников, наблюдениях лидеров группы и фасилитаторов. Отзывы свидетельствуют о возможной эффективности группового подхода во всех сферах социальной работы, государственной и добровольной, полевой и на базе интернатов. Принято считать, что группа влияет на поведение и установки индивида, однако это не означает, что сформированные социальными работниками группы достигнут своих целей. Давайте рассмотрим возможные недостатки и преимущества данного метода, а также знания и навыки, которые нужны социальным работникам для включения в свой арсенал методов метода группового вмешательства.
Классифицировать групповую работу можно в зависимости от общих целей группы, которые могут быть направлены на преодоление изоляции, приобретение социальных навыков и взросления, подготовку к приближающемуся кризису и другим жизненным переменам, на решение или прояснение личных/семейных проблем, решение или прояснение проблем в окружении индивида, достижение инсайта. На практике эти цели могут сочетаться или за время существования группы одна цель может сменяться другой.
Подходы к групповой работе испытывают влияние различных дисциплин, в частности социологии, социальной психологии и криминологии, которые помогают лучше понять поведение в группах и разработать методы групповой работы. Имеют значение и жизненные ценности, на базе которых социальный работник составляет группы и планирует их работу. При групповой работе нельзя игнорировать жизненные ценности, поэтому социальным работникам следует определиться с принципами, на которых строится вмешательство. Например, при «самостоятельной» групповой работе с акцентом на АНТИДИСКРИМИНАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ и расширении полномочий можно выделить пять основных принципов: 1) все люди имеют навыки и способности; 2) люди имеют права; 3) проблемы клиентов сложны и многосторонни и подход к их решению должен это учитывать; 4) коллективные усилия позволяют многого добиться; 5) ваши слова не должны расходиться с делами. При планировании вмешательства социальному работнику следует учитывать перечисленные выше принципы. При любом подходе к групповой работе необходимо принимать в расчет трудности и конкретные обстоятельства отдельных участников группы, их общественный и политический контекст, вместо того чтобы сосредоточиваться на каком-то одном из этих аспектов.
В чем заключаются возможные преимущества и недостатки групповой работы? В группах невозможно обеспечить индивиду исключительное внимание. Иногда это хорошо, например когда двусторонние отношения представляются излишне напряженными. Время от времени приходится переступать через личные амбиции, поскольку участникам группы нужно сотрудничать для достижения общих целей. Преимущества групповой работы раскрываются далеко не сразу, поскольку людям нужно время, чтобы сплотиться в группу. В группе трудно соблюдать конфиденциальность, личная информация становится известной членам группы, не связанным обязательствами соблюдать профессиональную этику. В групповой работе роли клиента и специалиста не строго определены, участники группы могут освоить навыки лидерства, поэтому групповая работа демократична, расширяет возможности участников.
Для профилактики дискриминации лидеры и фасилитаторы группы не должны позволять участникам пренебрежительно относиться друг к другу из-за возраста, пола, расы, сексуальной ориентации, социального класса, наличия физических недостатков. Это означает, что до начала групповой работы следует определить свои ценности и заранее обдумать пути преодоления возможных затруднений. Социальному работнику следует терпимо относиться к непривычному для себя образу жизни и учитывать влияние ДИСКРИМИНАЦИИ на жизнь людей. На практике это означает необходимость принятия трудных решений, например о прекращении деятельности группы при невозможности решить важнейшие вопросы о расовом и половом составе группы, допуске в нее участников. Существенными аспектами групповой практики являются наблюдение/консультация, ведение записей и оценка. Все эти аспекты требуют тщательного рассмотрения, что подчеркивают многие авторы.
В целом групповая работа предъявляет к социальному работнику высокие требования и отнимает много времени, сил и ресурсов. Групповая работа проходит на виду, что повышает у социального работника уровень тревожности. Вместе с тем помощь группе людей в расширении своих возможностей – работа благодарная.
Оценка метода групповой работы основана преимущественно на субъективных отзывах участников, наблюдениях лидеров группы и фасилитаторов. Отзывы свидетельствуют о возможной эффективности группового подхода во всех сферах социальной работы, государственной и добровольной, полевой и на базе интернатов. Принято считать, что группа влияет на поведение и установки индивида, однако это не означает, что сформированные социальными работниками группы достигнут своих целей. Давайте рассмотрим возможные недостатки и преимущества данного метода, а также знания и навыки, которые нужны социальным работникам для включения в свой арсенал методов метода группового вмешательства.
Классифицировать групповую работу можно в зависимости от общих целей группы, которые могут быть направлены на преодоление изоляции, приобретение социальных навыков и взросления, подготовку к приближающемуся кризису и другим жизненным переменам, на решение или прояснение личных/семейных проблем, решение или прояснение проблем в окружении индивида, достижение инсайта. На практике эти цели могут сочетаться или за время существования группы одна цель может сменяться другой.
Подходы к групповой работе испытывают влияние различных дисциплин, в частности социологии, социальной психологии и криминологии, которые помогают лучше понять поведение в группах и разработать методы групповой работы. Имеют значение и жизненные ценности, на базе которых социальный работник составляет группы и планирует их работу. При групповой работе нельзя игнорировать жизненные ценности, поэтому социальным работникам следует определиться с принципами, на которых строится вмешательство. Например, при «самостоятельной» групповой работе с акцентом на АНТИДИСКРИМИНАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ и расширении полномочий можно выделить пять основных принципов: 1) все люди имеют навыки и способности; 2) люди имеют права; 3) проблемы клиентов сложны и многосторонни и подход к их решению должен это учитывать; 4) коллективные усилия позволяют многого добиться; 5) ваши слова не должны расходиться с делами. При планировании вмешательства социальному работнику следует учитывать перечисленные выше принципы. При любом подходе к групповой работе необходимо принимать в расчет трудности и конкретные обстоятельства отдельных участников группы, их общественный и политический контекст, вместо того чтобы сосредоточиваться на каком-то одном из этих аспектов.
В чем заключаются возможные преимущества и недостатки групповой работы? В группах невозможно обеспечить индивиду исключительное внимание. Иногда это хорошо, например когда двусторонние отношения представляются излишне напряженными. Время от времени приходится переступать через личные амбиции, поскольку участникам группы нужно сотрудничать для достижения общих целей. Преимущества групповой работы раскрываются далеко не сразу, поскольку людям нужно время, чтобы сплотиться в группу. В группе трудно соблюдать конфиденциальность, личная информация становится известной членам группы, не связанным обязательствами соблюдать профессиональную этику. В групповой работе роли клиента и специалиста не строго определены, участники группы могут освоить навыки лидерства, поэтому групповая работа демократична, расширяет возможности участников.
Для профилактики дискриминации лидеры и фасилитаторы группы не должны позволять участникам пренебрежительно относиться друг к другу из-за возраста, пола, расы, сексуальной ориентации, социального класса, наличия физических недостатков. Это означает, что до начала групповой работы следует определить свои ценности и заранее обдумать пути преодоления возможных затруднений. Социальному работнику следует терпимо относиться к непривычному для себя образу жизни и учитывать влияние ДИСКРИМИНАЦИИ на жизнь людей. На практике это означает необходимость принятия трудных решений, например о прекращении деятельности группы при невозможности решить важнейшие вопросы о расовом и половом составе группы, допуске в нее участников. Существенными аспектами групповой практики являются наблюдение/консультация, ведение записей и оценка. Все эти аспекты требуют тщательного рассмотрения, что подчеркивают многие авторы.
В целом групповая работа предъявляет к социальному работнику высокие требования и отнимает много времени, сил и ресурсов. Групповая работа проходит на виду, что повышает у социального работника уровень тревожности. Вместе с тем помощь группе людей в расширении своих возможностей – работа благодарная.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
ГРУППОВАЯ РАБОТА
в обучении форма организации коллективной выработки решения с использованием методов интенсивной мыслительной деятельности и методов группообразования.
Основными понятиями, характеризующими Г.р., являются “групповая динамика”, “межличностные отношения”, “межличностная ситуация”.
Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы, в том числе и учебной, тренинговой группы. К процессам групповой динамики относятся руководство и лидерство; принятие групповых решений; нормообразование, т.е. выработка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; сплочение; конфликты; групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения. Происходящие в группе за время ее существования изменения обусловлены как внешними обстоятельствами групповой жизнедеятельности, так и ее внутренними противоречиями, продиктованными взаимодействием двух предполагающих и одновременно отрицающих друг друга тенденций групповой активности — интеграции и дифференциации. Первая нацелена на упрочение психологического единства членов группы, стабилизацию и упорядочение межличностных отношений и взаимодействий и является необходимой предпосылкой сохранности группы.
Важнейшее место в групповой динамике занимает групповое принятие решения — осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи. Процедура группового принятия решения предполагает обязательное согласование мнений членов группы в отличие от групповой дискуссии, которая обычно рассматривается как фаза, предшествующая групповому принятию решения. Групповые решения не могут сводиться к сумме индивидуальных, а являются специфическим продуктом группового взаимодействия.
Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе. Феномены межличностных отношений — ценностно-ориентационное единство, коллективистское самоопределение, коллективистская идентификация, референтность и т.д.
Межличностная ситуация — основной обучающий паттерн в приобретении индивидом коммуникативной компетентности. Паттерн (англ. pattern) означает модель, конфигурацию, образы, шаблон; любую последовательность явлений во времени или любое расположение предметов в пространстве, которое можно отличить от других последовательностей или расположений и сравнить с ними.
Г.р. при обучении как комплекс глубинных социально-психологических ресурсов взаимодействия обучаемых друг с другом и с преподавателями позволяет создать оптимальную обучающую среду, благоприятные условия для обучения; использовать самих обучаемых и их взаимодействие как ценный учебный материал; широко применять способы и средства группового воздействия на отдельных обучаемых; гибко управлять учебно-воспитательным процессом с опорой на самоорганизацию обучаемых.
Преимущества Г.р. при обучении: группа обеспечивает то, что при разработке решений односторонние интересы не превращаются в решающие; группа помогает избежать риска неверного решения; над выполнением одного задания работает достаточно большое количество людей, что уменьшает опасность упустить определенные детали; работа в группе делает более интенсивной готовность и способность каждого отдельного члена группы к сотрудничеству; при работе в группе складываются условия для более полной реализации интеллектуального потенциала; группа оказывает исключительное воспитательное воздействие; группа вырабатывает терпимость, готовность подчиняться общим интересам, признавать мнение других, честно дискутировать, благодаря чему устраняется резко выраженный индивидуализм. Недостатки работы в группе: работа в группе по выполнению заданий может потребовать более продолжительного времени по сравнению с работой отдельного человека; работа в группе может быть трудноуправляемой, особенно если она велика по составу; в группе отсутствует стимул личных амбиций, так как участникам групповой работы достигнутые ими результаты не ставятся в заслугу; анонимность членов группы может оказать отрицательное влияние на стремление к результатам и готовность к работе.
Г.р., наряду с индивидуальной, выступает одной из форм социальной работы. В этом контексте понятие “группа” используется для различных систем отношений, которые различаются по таким признакам, как величина, структура, продолжительность, цели, а также по их отношению к социальному окружению.
Г.р. — это работа с группой, над группой или в группе. Различают три специфические формы Г.р.: ориентированная на дело (объект), ориентированная на группу, нацеленная на лиц или на проблему.
Специалист организации социального обслуживания должен организовать процесс Г.р. таким образом, чтобы возникали ситуации, которые оказывали бы влияние на членов группы. Это происходит с помощью использования метакоммуникации через социальные отношения, обратную связь и с помощью групповой программы. А.К. Быков
Лит.: Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения. М.: ТЦ “Сфера”, 2005; Цинда У. Групповая работа // Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. В.И. Жукова. 2-е изд. М.: Изд-во РГСУ, 2008.
Основными понятиями, характеризующими Г.р., являются “групповая динамика”, “межличностные отношения”, “межличностная ситуация”.
Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы, в том числе и учебной, тренинговой группы. К процессам групповой динамики относятся руководство и лидерство; принятие групповых решений; нормообразование, т.е. выработка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; сплочение; конфликты; групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения. Происходящие в группе за время ее существования изменения обусловлены как внешними обстоятельствами групповой жизнедеятельности, так и ее внутренними противоречиями, продиктованными взаимодействием двух предполагающих и одновременно отрицающих друг друга тенденций групповой активности — интеграции и дифференциации. Первая нацелена на упрочение психологического единства членов группы, стабилизацию и упорядочение межличностных отношений и взаимодействий и является необходимой предпосылкой сохранности группы.
Важнейшее место в групповой динамике занимает групповое принятие решения — осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи. Процедура группового принятия решения предполагает обязательное согласование мнений членов группы в отличие от групповой дискуссии, которая обычно рассматривается как фаза, предшествующая групповому принятию решения. Групповые решения не могут сводиться к сумме индивидуальных, а являются специфическим продуктом группового взаимодействия.
Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе. Феномены межличностных отношений — ценностно-ориентационное единство, коллективистское самоопределение, коллективистская идентификация, референтность и т.д.
Межличностная ситуация — основной обучающий паттерн в приобретении индивидом коммуникативной компетентности. Паттерн (англ. pattern) означает модель, конфигурацию, образы, шаблон; любую последовательность явлений во времени или любое расположение предметов в пространстве, которое можно отличить от других последовательностей или расположений и сравнить с ними.
Г.р. при обучении как комплекс глубинных социально-психологических ресурсов взаимодействия обучаемых друг с другом и с преподавателями позволяет создать оптимальную обучающую среду, благоприятные условия для обучения; использовать самих обучаемых и их взаимодействие как ценный учебный материал; широко применять способы и средства группового воздействия на отдельных обучаемых; гибко управлять учебно-воспитательным процессом с опорой на самоорганизацию обучаемых.
Преимущества Г.р. при обучении: группа обеспечивает то, что при разработке решений односторонние интересы не превращаются в решающие; группа помогает избежать риска неверного решения; над выполнением одного задания работает достаточно большое количество людей, что уменьшает опасность упустить определенные детали; работа в группе делает более интенсивной готовность и способность каждого отдельного члена группы к сотрудничеству; при работе в группе складываются условия для более полной реализации интеллектуального потенциала; группа оказывает исключительное воспитательное воздействие; группа вырабатывает терпимость, готовность подчиняться общим интересам, признавать мнение других, честно дискутировать, благодаря чему устраняется резко выраженный индивидуализм. Недостатки работы в группе: работа в группе по выполнению заданий может потребовать более продолжительного времени по сравнению с работой отдельного человека; работа в группе может быть трудноуправляемой, особенно если она велика по составу; в группе отсутствует стимул личных амбиций, так как участникам групповой работы достигнутые ими результаты не ставятся в заслугу; анонимность членов группы может оказать отрицательное влияние на стремление к результатам и готовность к работе.
Г.р., наряду с индивидуальной, выступает одной из форм социальной работы. В этом контексте понятие “группа” используется для различных систем отношений, которые различаются по таким признакам, как величина, структура, продолжительность, цели, а также по их отношению к социальному окружению.
Г.р. — это работа с группой, над группой или в группе. Различают три специфические формы Г.р.: ориентированная на дело (объект), ориентированная на группу, нацеленная на лиц или на проблему.
Специалист организации социального обслуживания должен организовать процесс Г.р. таким образом, чтобы возникали ситуации, которые оказывали бы влияние на членов группы. Это происходит с помощью использования метакоммуникации через социальные отношения, обратную связь и с помощью групповой программы. А.К. Быков
Лит.: Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения. М.: ТЦ “Сфера”, 2005; Цинда У. Групповая работа // Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. В.И. Жукова. 2-е изд. М.: Изд-во РГСУ, 2008.