(от греч ratio — разум) — в общем значении — соответствующее разуму, поддающееся интерпретации в терминах разума. Гносеологическая определенность Р. существует только как противоположность иррационального-стихийного, случайного, необъяснимого разумно или объяснимого ссылками на обычай, традицию, авторитет. Гегель представлял Р. как процесс вытеснения иррационального из сознания и бытия, при этом Р. понималось как свойство надындивидуальных структур: гос-ва, об-ва. В либеральной мысли 18—19 вв. Р., наоборот, было связано с индивидуальным интересом, представляло собой равнодействующую конкуренции и кооперации независимых индивидов. Осознанию условности оппозиции Р.— иррациональное в 19 в. способствовал анализ иррациональности капиталистического производства в историческом материализме, а также выдвинутая психоанализом концепция амбивалентности сознания. В 20 в. на фоне переосмысления ряда природных и психических явлений в плане Р.— иррационального формируется установка на отказ от поиска объективно Р. и прагматическую рационализацию отдельных явлений. Возникшее в этом контексте социол. понятие Р. ограничивает его сферой социального действия, к-рое, напр., у Парсонса, считается Р., если «оно преследует цель, достижимую в данных условиях с помощью средств наиболее выгодных автору и на основании соображений, поддающихся верификации средствами современной науки».
В знания социологии и школах, ориентированных на символические аспекты поведения, Р. определяется как действие рац. существа, т. е. имеющего интенции (а не просто желания); самосознание (а не только сознание); ценности и цели (а не только предположения); надежды (а не ожидания). Р. как свойство социальной системы означает оптимальный способ интеграции индивидов вокруг общих ценностей. Представление о Р. как отличном от прагматически целесообразного разработано М. Вебером в рамках его теории рационализации, описывающей историю Запада как процесс нарастания регуляции в социальной жизни, калькуляции в экономике и применения научных методов в производстве. Зародившись как тип поведения в ранней протестантской элите, Р. действие становится в зап. культуре массовым, формируя универсальную этику — духовную основу капитализма. В процессе рационализации все виды поведения уподобляются экономическому; с определенного момента это приводит к вытеснению ценностно Р. начала прагматическим и нарастанию анонимно-функциональных моментов в социальных отношениях. Формально Р. становится, т. обр., сущностно иррациональным: экономические нормы не соответствуют потребностям, законы — интересам, обществ, мораль — нравственному чувству.
Под влиянием М. Вебера и на основе эмпирических исследований в совр. социологии управления и организации сложилось представление, что наиболее эффективны социальные структуры, сочетающие рациональные, традиционные и харизматические элементы. В социологии знания методологическая установка на анализ поведения в терминах Р. в последние десятилетия дополняется требованием учета его иррациональных моментов.
0.00 байт
Рациональное и иррациональное (из творческого наследия К. Манхейма)
В статье анализируются проблемы политической безопасности как составной части государственной и общественной безопасности. Автор привлекает внимание к угрозам и факторам безопасности политической жизни общества.