Рашкофф Дуглас

Найдено 1 определение
Рашкофф Дуглас
(Rushkoff Douglas, Рашкоф Дуглас) (р. 1961) — известный американский специалист в области СМИ, исследователь современной медиакультуры. Основной работой Рашкофф считается «Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание» (1994). Развивая концепцию М. Маклюэна об информационно-коммуникационных технологиях как средстве глобального расширения периферийной нервной системы, Рашкофф предлагает понятие «инфосфера» для понимания информационной среды жизнедеятельности современного человека. По его мнению, вполне корректным является сравнение медиапространства, в котором непрерывно возникает и распространяется информация (различные идеи и образы) с кровеносной системой, способствующей функционированию и обновлению любого организма. На примере США Р. показывает особенности формирования современной инфосферы, создаваемой в течение второй половины ХХ века, когда персональные и корпоративные информационные устройства связывались в общую сеть — единую «электронную схему» — посредством телефонных систем, кабельного телевидения и компьютерных модемов. Это происходило не только вследствие технологического усовершенствования ИКТ, но и развития информационной индустрии, в которой корпоративные и политические интересы медиамагнатов преобладали над общественными потребностями. Однако в этой постоянно трансформирующейся системе всегда остаются возможности для производства и распространения информации, которая неприемлема для мейнстрима и подвергается цензуре со стороны государственных институтов. Разделяя идеи «новых левых» (в т. ч. американского лингвиста Н. Хомского) о возможности применения «тактических медиа» для распространения революционных идей, Рашкофф рассматривает технологические возможности инфосферы как инструмент альтернативного воздействия на массовое сознание. Он считает, что в качестве наиболее эффективного инструмента могут использоваться медиавирусы — сообщения, в которых, подобно «троянскому коню», под внешней развлекательной и привлекающей внимание оболочкой (событие, изобретение, знаменитость и пр.) содержатся концептуальные положения («мемы»), затрагивающие важные социальные проблемы, позволяющие менять общественное мнение и провоцировать политические изменения. По мнению Рашкофф, впервые такого рода «вирусы» начало использовать поколение медиаактивистов, которое в 1950-70-е гг. являлось основным потребителем информационной продукции, централизованно распространявшейся в США посредством прессы, радио и телевидения, в результате чего оно в совершенстве овладело навыками «декодирования» пропагандистских сообщений для последующей разработки и распространения в массовых коммуникациях альтернативного идеологического кода. Однако данная концепция медиаактивизма и возможного сопротивления в инфосфере оказалась слишком оптимистичной, и в дальнейшем Рашкофф признал, что современные тенденции развития НМ не позволяют сделать однозначный вывод о возможностях их использования в качестве наиболее эффективного инструмента для организации гражданских инициатив в массовом масштабе.
Литература Рашкофф Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М., 2003. Rushkoff D. Life, Inc.: How the World Became A Corporation and How To Take It Back. New York: Random House, 2009. Rushkoff D. Program or be Programmed: Ten Commands for a Digital Age. New York: OR Books, 2010. Rushkoff D. Present Shock: When Everything Happens Now. Current Hardcover, 2013. А. Сарна

Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016