РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ
ключевой вопрос федеративного устройства, поскольку в зависимости от того, как он разрешен, определяется баланс власти в территориальном аспекте. В конституциях федеративных государств существует несколько основных моделей конституционно-правового распределения компетенции. Складываются эти модели из следующих элементов: исключительной федеральной компетенции; исключительной компетенции субъектов федерации; конкурирующей компетенции федерации и ее субъектов; остаточной компетенции, распределяемой конституциями различно в зависимости от степени централизованности данной федерации. Конституции государств с федеративным устройством используют несколько принципов распределения компетенции между федерацией и ее субъектами. Согласно принципу «дуалистического федерализма», впервые использованному в США, устанавливается сфера исключительной компетенции союза с передачей всех остальных полномочий (которые тем самым суть остаточные) субъектам федераций. Однако реально полномочия федеральной власти значительно шире, так как толкование Верховным судом США разд. 8 ст. I Конституции породило доктрину т. н. подразумеваемых полномочий, суть которой в том, что, кроме прямо перечисленных r Конституции, Конгресс имеет и другие полномочия, которые подразумевались конституционным законодателем. Конституции некоторых латиноамериканских федераций, Австралии, Швейцарии придерживаются этой модели, хотя ее конкретное оформление в разных странах различно. Иная модель предусмотрена конституциями ФРГ и Австрии, в которых устанавливаются две сферы компетенции; исключительная компетенция союза и сфера так называемой конкурирующей компетенции союза и субъектов федерации. Так, основной закон ФРГ разграничивает компетенцию федерации и земель в области законодательства и исполнения федеральных законов. При этом ст. 31 Конституции гласит: “Федеральное право имеет приоритет перед правом земель». Еще одну модель федерации представляют Индия и Малайзия, где установлена трехчленная система распределения компетенции между союзом и субъектами федерации. Так, Конституция Индийской Республики 1949 г. содержит три списка предметов ведения, составляющих соответственно сферы компетенции Союза, штатов и совместную. Конституция РФ не содержит общих положений о порядке распределения компетенции между Федерацией и ее субъектами и не закрепляет каких-либо общих принципов на этот счет. Имеется перечень полномочий Федерации, указываются предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Вне пределов этого субъекты обладают всей полнотой власти, т.е. все ссыльное входит в их компетенцию. См.: Государство федеративное. Разграничение предметов ведения и полномочий в федерациях. Субъекты Российской Федерации, Субъекты федерации, Федерализм.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.