(channel expansion theory, пашырэння каналу тэорыя) направлена на объяснение восприятия новых каналов коммуникации индивидами. Авторы теории Карсон и Змад (1999) утверждают, что восприятие богатства конкретного медиа зависит от предшествующего опыта индивида с данным каналом коммуникации, с тематикой сообщения, организационным контекстом и собеседником. «Богатство» того или иного канала медиа представляется, таким образом, субъективным, а не зависящим от технических свойств канала. Карсон и Змад предполагают, что восприятие конкретных каналов компьютерно-опосредованной коммуникации у разных людей различается в связи с имеющимся опытом использования медиа. Чем больше опыт индивидов с каналом, тематикой, собеседником и организационным контекстом, тем более «богатым» будет представляться определенный канал медиа, т. е. он «расширяется» в сознании индивидов. Для получения соответствующего опыта и эффекта научения важна не продолжительность предшествующей коммуникации, а совокупность факторов и получение новых знаний через данный канал коммуникации. РКТ может применяться в организационной коммуникации. Субъективное восприятие расширения и роста «богатства» данного канала коммуникации также увеличивает «богатство» его использования в организационной деятельности (см.: богатства медиа теория). В то же время для улучшения эффекта использования компьютерно-опосредованной коммуникации опыт пользователей должен включать в себя научение с помощью данного канала коммуникации и освоение его различных возможностей, а не просто длительное использование.
Литература Carlson J. R., Zmud R. W. Channel Expansion Theory and the Experiential Nature of Media Richness Perceptions // The Academy of Management. 1999. № 2. P. 153–170. Timmerman C. E., Madhavapeddi S. N. Perceptions of Organizational Media Richness: Channel Expansion Effects for Electronic and Traditional Media Across Richness Dimensions // IEEE Transactions on Professional Communication. 2008. № 1. P. 18–32. D’Urso S. C., Rains S. A. Examining the Scope of Channel Expansion A Test of Channel Expansion Theory With New and Traditional Communication Media // Management Communication Quarterly. 2008. № 4. P. 486–507. А. Широканова
Расширения канала теория
Расширения канала теория
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016