(Rutledge Pamela, Ратлідж Памэла) (род. 1952) — американский медиапсихолог, исследователь иммерсивных технологий и влияния социальных сетей на индивидуальное и групповое поведение, а также субъективного пользовательского опыта и методик повышения самоэффективности. Ратлидж является директором Научно-исследовательского центра медиапсихологии в Бостоне, преподает психологию лидерства и медиапсихологию в Массачуссетской школе профессиональной психологии, является одним из основных авторов материалов ресурса «Психология сегодня» ("Psychology Today"). Ратлидж внесла значительный вклад в развитие медиапсихологии как отрасли знания, осветив и обосновав важность понимания симбиоза позитивной психологии и медиапсихологии. По мнению ученого, в то время как позитивная психология направлена на расширение человеческих возможностей, медиапсихология использует комбинированные знания психологии и технологии для ускорения роста возможностей этих сфер. Медиапсихология должна оценивать, как развивающиеся технологии поддерживают достижение индивидуальных и коллективных целей. Новые медиа, по мнению Ратлидж, имеют значительный потенциал для улучшения качества жизни и социального самочувствия, если мы поймем, признаем и разовьем в них эту способность. Ратлидж выявила и обобщила самые значимые эффекты новых медиатехнологий: возможность делиться мнениями, историями, шутками, искусством и т. д. вне временных и географических характеристик отправителя и получателя; увеличивающиеся сети связей увеличивают креативный потенциал общества, ускоряют момент появления нового контента; цифровые связи служат инструментом для усиления старых связей и создания новых; благодаря доступности информации из любой точки земного шара повышается общий уровень эмпатии и взаимопонимания в обществе; моментальное получение обратной связи, огромный выбор ресурсов способствуют повышению самоэффективности; увеличение социального капитала; доступный способ получения социальной поддержки. Ратлидж вносит изменения в иерархию потребностей Маслоу, учитывая появление новых медиа. Она предлагает рассматривать иерархию не как пирамиду, где невозможен переход к следующему уровню без наполнения предыдущего, а как интерактивную и динамичную систему, отношения в которой образуются благодаря нашей способности создавать социальные связи. Ратлидж считает, что чувство принадлежности к группе является не третьим уровнем пирамиды, а движущей силой развития человека. Рассматривает такой вид новых медиа, как видеоигры, с позиции их положительного влияния на личность, которое обусловливает оптимистическое отношение к жизни, повышение самоэффективности и мотивации. Ратлидж уделяет особое исследовательское внимание такому сетевому феномену, как селфи (selfie). Она сравнивает механизм создания селфи с процессом любования собой в зеркале. Ратлидж объясняет, что наше отражение в зеркале является личной и быстро изменяющейся информацией, поскольку мы видим себя здесь и сейчас, в момент движения. С помощью камеры, направленной на себя, как считает Ратлидж, мы можем запечатлеть большое количество разных образов, представить, как мы будем смотреться в том или ином случае. Также она считает, что селфи не является элементом идентификации, а представляет собой часть акта коммуникации, поскольку выполняет функцию сообщения и вовлечения в диалог для оценки или обсуждения образа. В данном случае визуальная коммуникация выходит на первый план, ведь, как считает исследователь, фотография в определенном контексте быстрее донесет информацию. Специфика работы нашего мозга такова, что зрительную информацию мы обрабатываем быстрее, а когда видим изображение лиц других людей, бессознательно чувствуем вовлеченность в коммуникацию. Говоря о намеренно провокационных фотографиях в Сети, Ратлидж считает, что в данном случае люди разрушают социальные рамки с целью обратить на себя внимание, но получают не только ожидаемый эффект, но и риск появления негативной реакции на их действия, что в дальнейшем может привести к проблемам. Ратлидж отмечает, что на сегодняшний день уровень критики со стороны общества в отношении селфи крайне высок, но со временем будет уменьшаться, поскольку каждодневное расширение возможностей доступа к персональным данным неминуемо сдвинет границы представлений о норме в том виде, в котором они сейчас существуют.
Литература Rutledge P. Making Sense of Selfies // Psychology Today. 2012. URL: https: // www.psychologytoday.com / blog / positively-media / 201307 / making-sense-selfies (дата обращения: 10.10.2014). Rutledge P. Social Networks: What Maslow Misses // Psychology Today. 2012. URL: https: // www.psychologytoday.com / blog / positively-media / 201111 / social-networks-what-maslow-misses-0 (дата обращения: 21.09.2014). Rutledge P.Video Games, Problem-Solving and Self-Efficacy, Part 1 // Psychology Today. 2012. URL: https: // www.psychologytoday.com / blog / positively-media / 201208 / video-games-problem-solving-and-selfefficacy-part-1 (дата обращения: 25.09.2014). Л. Макарова
Ратлидж Памела
Ратлидж Памела
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016