Равенство и равноправие наций (народов этносов)
Равенство и равноправие наций (народов этносов)
олицетворяющий справедливость социально-политический идеал, сопутствующий человечеству на протяжении его истории; правовой принцип взаимоотношений этнонациональных общностей, при котором действуют равное их отношение к закону и равное отношение закона к ним; система социальных, правовых и политических гарантий, исключающих эксплуатацию одних наций другими. Предполагает наличие законодательно оформленных праву и свобод, в равной степени распространяемых на все существующие в обществе (государстве) этнонациональные общности; отрицает любые политические, правовые, культурные, языковые и религиозные привилегии на национальной почве. Как общественный идеал первоначально проявилось в Древнем Китае и Древней Индии в виде положения о равенстве людей перед высшей силой; в античном обществе борьба мнений привела к пониманию несправедливости равенства, как неучитывающего достоинств (Цицерон, Аристотель); в свою очередь, христианство провозгласило равенство разноэтничных верующих во Христе. Лозунг буржуазных революций: «свобода, равенство, братство» в конечном счете реализовался в принципах буржуазной демократии, предполагающих наличие равных возможностей (формальное равенство) развития личности вне зависимости от ее расовой и национальной принадлежности («Любой солдат может стать генералом»). Победа Октябрьской революции в многонациональной России поло жила начало решению национального вопроса в массовом масштабе и обеспечению провозглашенного с первых ее дней равенства народов. Ликвидация неравенства осуществлялась в рамках политики регулируемого межнационального сотрудничества и выравнивания уровней развития наций и других этнических общностей. Значительные успехи на этом поприще к середине 1970х гг. (за годы Советской власти разрыв уровней развития регионов сократился с 38 раз до 2,3 раза) обусловили официальную интерпретацию реальных достижений как обеспечение не только юридического, но и фактического равенства наций. Последнее утверждение подменяло понятие равенства правового равенством абсолютным. Если первое реально, то достижение второго объективно невозможно, поскольку не учитывает количественный состав нации (народа, этноса), ареал расселения, геополитические условия жизнедеятельности, вклад в мировую культуру и т. д. Идеализация равенства как социально-политического и культурологического феноменов национального бытия привела в СССР к массовому «огосударствлению» этносов, определившему в 1980х гг. рост напряженности в сфере национальной жизни. Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция РФ исходит из признания равноправия населяющих страну наций. Однако их правовое равенство пока не реализовано, в конституциях ряда субъектов Федерации правосубъектность превышает функции, фиксируемые в Основном законе страны. В связи с этим осуществляется коррекция их конституционных актов в соответствии с Конституцией РФ на основе разработки и реализации принципа социальной справедливости в межнациональных отношениях применительно к условиям России. Др филос. наук А. И. Доронченков.
Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.