РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ

- форма разделения труда согласно представлениям о "мужской работе" и "женской работе" на основании гендерных различий, которые, хотя и создаются, как полагают, социально, являются результатом "естественных" качеств и способностей полов. Разделение труда по половому признаку очевидно в большинстве известных обществ, но его проявления и степени дифференциации социально и исторически относительны. Эта форма наиболее характерна для индустриальных обществ и сопровождается различием между неоплаченным домашним трудом и наемным трудом, между частной и публичной сферами. Хотя сферы гендерированы (частная сфера связывается с женщинами, публичная - с мужчинами), подобные различия являются в большей мере идеологическими, чем эмпирическими.
В современных капиталистических обществах женщины сконцентрированы в специфических отраслях промышленности, услугах и профессиях, связанных с уходом. Опыт женского наемного труда в преобладающей степени связан с худшими условиями труда, более низким уровнем оплаты и меньшим охватом профсоюзами.
COLLINS. Большой толковый социологический словарь. М.:"АСТ",1999.Т.1. С.182.

Источник: Социологический глоссарий гендерных терминов

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ
sexual division of labour) - форма разделения труда согласно представлениям о "мужской работе" и "женской работе" на основании ген-дерных различий, которые, хотя и создаются, как полагают, социально, являются результатом "естественных" качеств и способностей полов. Разделение труда по половому признаку очевидно в большинстве известных обществ, но его проявления и степени дифференциации социально и исторически относительны. Эта форма наиоолее характерна для индустриальных обществ и сопровождается шичием между неоплаченным домашним трудом и наемным тру-оом, между частной и публичной сферами. Хотя сферы гендерирова-ны (частная сфера связывается с женщинами, публичная - с мужчинами), подобные различия являются в большей мере идеологическими, чем эмпирическими. В доиндустриальных обществах, особенно во многих безгосударственных обществах, менее выражено разделение публичной и частной сфер, а в безгосударственных - по половому признаку.
В современных капиталистических обществах женщины сконцентрированы в специфических отраслях промышленности, услугах и профессиях, связанных с уходом. Опыт женского наемного труда в преобладающей степени связан с худшими условиями труда, более низким уровнем оплаты и меньшим охватом профсоюзами. В Великобритании, несмотря на принятие Закона о равной оплате (1970) и Закона о дискриминации по половому признаку (1975), женщины продолжают получать только около 75% среднего почасового заработка мужчин. Они чаще используются на низко оплачиваемой "надомной работе" и на работах с частичной занятостью, а их занятость менее надежна. Баррет (1988) утверждала, что как вертикальное разделение труда, так и горизонтальное разделение труда отличало мужской и женский труд. В первом случае мужчины пользуются преимуществом в отношении оплаты и условий труда. Во втором - женщины сосредоточены в ограниченном числе занятий, которые и отражают, и укрепляют социальные ожидания относительно женственности и домашней жизни. По мнению Коулсона и др. (1975), различие между мужским и женским трудом, сегрегация рабочих мест по тендеру равнозначны "индустриальному апартеиду".
Конечно, явление следует понимать в связи со сложным взаимодействием между экономическими факторами и социальным порядком в целом. Согласно Баррену и Норрису (1976), рынок труда в капиталистических обществах характеризуется разделением на сектора - "первичный" (высокооплачиваемый, надежный, квалифицированный) и "вторичный" (низкооплачиваемый, ненадежный и неквалифицированный). Мужчины занимают большинство мест в первичном, а удел женщин - вторичный. Однако такой подход неспособен объяснить причины этого (см. также Двойной рынок труда), как и понятие резервной армии труда из марксистской теории алиталистического наемного труда, подчеркивающее заинтересованность предпринимателя в обеспечении необязательной рабочей которую можно возвращать во внутреннюю сферу в течение периодов экономического спада. Наемный труд замужних женщин считается подобным труду мигрантов, ибо он также относится к промышленной резервной армии. Однако сравнение между трудом замужних женщин и мигрантов небезупречно. Концентрация женщин в определенных секторах затрудняет предпринимателям замену мужчин женщинами, и их более низкие тарифы оплаты могут защищать от избыточности.
Марксистская теория также не дает ответа на вопрос, почему женщины занимают именно такое положение на рынке труда. В связи с этим повысился интерес к проблеме домашнего труда в семье и женской ответственности за него (см. Домашний труд). Связь между положением женщин в наемном труде и их ролью в домашнем труде, а также охране детства подчеркивалась многими феминистскими социологами. Баррет (1988) утверждала, что на положение женщины как наемного работника оказывает сильное воздействие структура семьи, роль женщины в воспроизводстве и "идеология домашней жизни". Кроме того, сохранению заработной платы на более низком уровне, чем у мужчин, способствует идеология "семейного заработка", в котором мужчины считаются главными кормильцами. Таким образом, выгоды, получаемые капиталом и рабочими мужского пола, также следует учитывать в любом объяснении. Кокберн (1983) подчеркнула роль организованного труда мужчин, мешающую равенству женщин в оплате труда. Баррет (1988) назвала соучастие рабочего движения в "протекционистском законодательстве" стратегией сокращения конкуренции со стороны работающих женщин. Докапиталистические тендерные идеологии делают их подверженными как эксплуатации на рынке труда, так и притеснению мужчинами в рамках семьи. Женский домашний труд девальвирован обращением к идеологии "материнских инстинктов", что переносится на наемный труд там, где женская причастность к труду по уходу и обслуживанию считается естественным результатом ген-дерных качеств. Дим (1986) обратила внимание на отсутствие серьезного рассмотрения воздействия разделения труда по половому признаку на время досуга женщин. Изучением женского труда и женского досуга относительно пренебрегали в рамках социологии до конца 1980-х гг., когда и марксистские, и радикальные феминистки стали обращаться к этим проблемам.

Источник: Большой толковый социологический словарь