концепции, объясняющие природу и механизм дифференциации трудовой деятельности, роль Р. т. в обществ, развитии. Классики бурж. социологии 19 в. Конт и Спенсер считали, что Р. т. аналогично разделению функций организма и явл. основанием обществ, солидарности, существования и усложнения социального организма. Р. т., писал Спенсер, «есть именно та особенность, как в обществе, так и в животном, которая делает каждое из них живым и целым» [1, 280]. Основанием Р. т., по мн. Конта, явл. биологические особенности человека и его социальное положение. Работа должна быть распределена т. обр., чтобы каждый занимался трудом, к-рый он может выполнить лучше всего в силу своей природы, воспитания, положения и особенностей характера. Конт предполагал, что Р. т., вызывая умственные и нравственные различия между людьми и обособление частных интересов от общих, неизбежно приводит к конфликту между индивидом и об-вом. Шмоллер, рассматривая социальные аспекты Р. т., на большом историческом материале прослеживает генезис и разложение различ. форм Р. т., выясняя их связь с такими социальными явлениями, как семья, собственность, социальная группа, образование и мораль. Наиболее развернутую социол. концепцию Р. т. дал Дюркгейм, к-рый считал, что Р. т.— «необходимое условие материального и интеллектуального развития общества: оно источник цивилизации» [2, 38].
Р. т. создает тип общности индивидов, формирует высшую форму социальной связи между ними — «органическую солидарность». В отличие от существовавшей на первых порах человеческой истории «механической солидарности», при к-рой человек полностью растворен в коллективности, для органической солидарности характерно то, что здесь каждый человек, выполняя опред. функцию, имеет свою собственную сферу действия. Обладая в силу этого индивидуальностью, своеобразием, независимым кругом деятельности и относительной самостоятельностью, каждый человек в то же время глубоко зависим от др. людей в силу ограниченности своей деятельности. Эта зависимость выражается в существовании Р. т. Чем больше разделен труд, тем больше каждый зависит от об-ва, тем выше уровень органической солидарности. Если при механической солидарности индивид непосредственно связан с об-вом, то при органической он связан с об-вом через опред. опосредующие звенья — социальные группы и подкультуры. Дюркгейм отмечал, однако, что в совр. об-ве существуют паталогические формы Р. т., к-рые разрушительно влияют на органическую солидарность, порождая конфликты и аномию. Однако в принципе Р. т. остается здесь главным основанием не только органической солидарности, но и смягчения борьбы за существование, расширения сферы человеческой свободы. Одновременно с Дюркгеймом выдвинул свою теорию Р. т. К. Бюхер, к-рый подчеркнул, что разделение и объединение (кооперация) труда — это два взаимосвязанных аспекта одного и того же процесса. М. Вебер, рассматривая историю хозяйства, указывает, что расчленение профессий, дифференциация людей по производственным призваниям явл. осн. фактом всякой развитой хозяйственной жизни. Профессию он определяет как «постоянное выполнение определенных функций одним лицом, как основание его обеспечения или заработка» [4, 10]. Осн. Р. т. в совр. об-ве, к-рое указывает Вебер,— это разделение на распорядительный и исполнительный труд. Кроме того, формы разделения и объединения труда могут различаться по виду функций, к-рые соединяет в себе одно лицо, по виду совместного действия нескольких лиц, по виду взаимодействия работника с вещными средствами труда. Зомбарт на основе анализа различ. исторических форм Р. т. охарактеризовал особенности промышленного Р. т. Возникновение капиталистического предприятия связано с появлением двух сторон Р. т. Первая — дифференцирование трудовых операций, возникшее вследствие умножения видов продуктов. Вторая — «дифференцирование, к-рое произошло как бы изнутри — вследствие разложения труда на его отдельные частичные операции» [3, 6].
Именно эта сторона Р. т.— расчленение его на частичные операции — оказалась в центре внимания совр. зап. социологии. Тот способ организации труда, к-рый наиболее четко выражен в системе Ф. Тейлора и к-рый предполагает все большую автоматизацию и рационализацию процесса производства, растепление трудовых операций, выявил отрицательные социальные и социально-психологические последствия совр. форм промышленного труда.
Исследованием этих проблем и поиском тех социально-психологических и технико-организационных мер, к-рые содействовали бы преодолению возникающих в результате расчленения труда психологической напряженности, неудовлетворенности и аномии, занимается ряд бурж. социологов: Фридман, П. Навиль, Турен, Р. Дабин, Р. Блаунер и др. В рамках индустр. социологии проблема Р. т., как правило, сведена к проблеме расчленения труда, дифференциации производственных функций внутри предприятия, к-рая определяется особенностями развития техники совр. промышленного производства. Более широкие социальные аспекты Р. т. рассматриваются в бурж. социологии в рамках теорий социальной стратификации и социальной мобильности.