способы разграничения предметов ведения и полномочий между центральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации.
В конституционном праве зарубежных стран предметы ведения и полномочия в федерациях делят на следующие виды: 1) исключительные полномочия и предметы ведения федерации; 2) исключительные полномочия и предметы ведения субъектов федерации; 3) сфера совместного ведения и полномочий федерации и ее субъектов; 4) остаточные полномочия, не относящиеся к указанным выше трем видам полномочий и не нашедшие отражения в конституции.
Из сочетания этих видов предметов ведения и полномочий складываются разнообразные способы их разграничения.
1. Конституции некоторых стран (США, Австралии, Швейцарии, Танзании и др.) устанавливают исключительную компетенцию (сферу ведения и полномочия) федерации, а все остальные полномочия передаются субъектам федерации.
2. В конституции страны устанавливаются две сферы ведения и полномочий: и федерации, и ее субъектов (Канада, Аргентина, Мексика и др.), а не перечисленные в конституции полномочия относятся к ведению или федерации, или ее субъектов. К исключительному ведению субъектов федерации, как правило, относятся, местное самоуправление; местные предприятия; местные налоги и сборы; вопросы общественного порядка, культуры, здравоохранения, местных коммуникаций, коммунального обслуживания, городского устройства и другие вопросы.
3. В конституции страны перечислены три сферы полномочий и предметов ведения. Кроме полномочий и предметов ведения федерации и ее субъектов указывается еще и сфера совместного ведения. Последняя в некоторых странах называют совпадающей или конкурирующей компетенцией. Такой способ применяется в ФРГ, Индии и др. странах. Так, в Конституции Индии названы 97 вопросов, относящихся к компетенции федерации, 47 вопросов совпадающих полномочий и 66 вопросов, относящихся к компетенции штатов. Среди совпадающих полномочий — уголовный и гражданский процесс, договорное и трудовое право, законодательство о профсоюзах, о печати, о социальном страховании, брак и развод и т. п. Но федеральный закон и в этой стране имеет верховенство.
4. Конституции устанавливают перечень предметов ведения и полномочий федерации и сферу совместного ведения федерации и ее субъектов. Такой способ применяется в Нигерии, Пакистане и Российской Федерации, перечня полномочий и предметов ведения субъектов федерации при этом не дается. В некоторых странах установлены особые способы разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами, которые не относятся к перечисленным выше. Так, в Конституции Австрии указываются: а) вопросы, по которым законодательство и исполнительная деятельность осуществляются федеральными органами; б) вопросы, по которым законодательство относится к ведению федеральных органов, а исполнительная деятельность осуществляется органами субъектов федерации (землями); вопросы, по которым федеральные органы устанавливают основы законодательства, а сферы субъектов федерации издают местные законы: г) вопросы, по которым издание и исполнение законов отнесено к ведению субъектов федерации. Конституции федеративных государств устанавливают как возможность контроля центра за деятельностью субъектов федерации, так и способы участия субъектов федерации в решении общефедеральных вопросов. Институт контроля федерации за деятельностью субъектов федерации является важным элементом конституционного права зарубежных федераций. Виды контроля разнообразны. Простые способы контроля связаны, в основном, с исполнением федерального законодательства. Но есть и более жесткие формы контроля; введение чрезвычайного положения на территории субъекта федерации, введение президентского правления, институт интервенции и др.
Возможность введения чрезвычайного положения предусмотрена большинством федеральных конституций, в том числе — Конституцией Российской Федерации. Введением чрезвычайного положения могут быть ограничены не только некоторые права и свободы граждан, но права субъектов федерации (роспуск местных органов и замена их уполномоченными из центра и т. п.). Возможность введения президентского правления предусмотрена Конституцией Индии и некоторых других государств. Так, с момента вступления в силу Конституции Индии (1950 г.) и до настоящего времени режим президентского правления применялся в этой стране более 100 раз практически во всех штатах.
В этом случае законодательное собрание штата распускается и назначаются новые выборы, все министры смещаются, власть переходит к назначенному президентом губернатору штата. Институт интервенции в дела членов федерации предусмотрен конституциями ряда государств Латинской Америки (Аргентины, Бразилии, Мексики и др.). Интервенция по решению федеральных органов осуществляется в случае возникновения массовых беспорядков. Так, за годы действия Конституции Аргентины 1853 г. положения, регламентирующие институт федеральной интервенции, применялись более 220 раз. Вмешательство федерации в дела штатов неоднократно имело место в США для пресечения расистских беспорядков. Важнейшей формой участия субъектов федерации в решении федеральных вопросов является формирование верхней палаты федерального парламента, называемой сенатом (США, Индия и др.), Советом союза (ФРГ), Советом Федерации (Россия) и др. Представители субъектов федерации чаще всего избираются на равных основаниях (по два представителя в США и Мексике, по три — в Бразилии и Нигерии, по 14 — в Пакистане и т. п.). В Индии избрание представителей в сенат неравное — от 1 до 34 — и зависит от численности населения штата. В некоторых странах верхняя палата парламента не избирается, а формируется или путем назначения в ее состав представителей правительства земель (ФРГ) или из руководителей органов исполнительной и законодательной власти (Россия). В составе сената парламента Канады 104 человека, назначаемые генерал-губернатором пожизненно, однако сенаторы представляют интересы всех провинций, от которых они назначены.
Таким образом, можно констатировать, что моделей федерализма столько, сколько федеративных государств, поскольку каждая из федераций чем-то отличается от другой,
РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ В ФЕДЕРАЦИЯХ
РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ В ФЕДЕРАЦИЯХ
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.