РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ

Найдено 1 определение
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ
формы, методы и механизмы разрешения таких конфликтов. В отношениях между федерацией и ее субъектами могут возникать те или иные конфликты, споры и разногласия. Существуют различные способы их урегулирования, разрешения. В некоторых федеративных государствах предусмотрена возможность федеральной интервенции в случае конфликта между федеральной властью и властями субъектов федерации или в случае, когда по каким-либо причинам власть субъекта федерации не может функционировать нормально. Так, ст. 37 германского Основного закона гласит: «1. Если земля не выполняет федеральные обязанности, возложенные на нее Основным законом или иным федеральным законом, то Федеральное правительство может с согласия Бундесрата принять необходимые меры, чтобы путем федерального принуждения побудить землю к выполнению ее обязанностей. 2. Для осуществления федерального принуждения Федеральное правительство или его уполномоченный имеют право давать указания всем землям и их властям».
В Индии в подобных ситуациях, согласно ст. 356 и 357 Конституции, вводится так называемое президентское правление в штатах. Суть его в том, что Президент Союза, полагая на основе полученной информации, что управление штатом не может осуществляться в соответствии с положениями Конституции, принимает на себя все или некоторые полномочия правительства и губернатора штата, а функции Законодательного собрания щтата передает союзному парламенту. За время существования Индийского Союза, т.е. с 15 августа 1947 г., президентское правление вводилось более 70 раз.
В Конституции РФ также предусмотрены нормы, призванные разрешать возникающие между Федерацией и ее субъектами конфликты и разногласия. Если акты органов исполнительной власти субъектов Федерации противоречат Конституции РФ, а также нарушают права и свободы человека и гражданина, Президент Российской Федерации вправе приостановить действие таких актов. Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Согласно ст. 88 Конституции РФ Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение. В соответствии с действующим законодательством (Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении») основаниями для введения чрезвычайного положения являются попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающая жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности государственных институтов, а также стихийные бедствия, эпидемии и др. Вводя чрезвычайное положение, Президент Российской Федерации незамедлительно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении чрезвычайного положения подлежит утверждению Советом Федерации. Чрезвычайное положение неоднократно вводилось на части территории некоторых республик на юге России, куда посылались войска с миротворческими задачами, в частности, чтобы контролировать перемирие враждующих сторон.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.