mind, philosophy of), исследование проблем, связанных с понятием разума. Умственное может быть противопоставлено физ. разл. путями: интенциональность и сознание представляют собой два важнейших св-ва состояний разума. Крайнюю позицию представляет дуализм Декарта. Важной частью его аргументации можно считать представление о состояниях разума: они безусловно ясны субъекту. Эта позиция подверглась резкой критике со стороны Людвига Витгенштейна, к-рый доказывал, рассуждая о понятии языка, что Декарт делает невозможным познание разума др. людей и что наше понимание разума связано с поведением. Философы монистического (монизм) и материалистического направлений (материализм), убежденные в том, что реальность имеет физ. характер и познаваема естественнонауч. путем, предпринимали многочисл. попытки объяснить разум в границах вещественных категорий. Бихевиоризм стоял на т.зр. ограничения психологии исключительно наблюдением и анализом поведения, пренебрегая всякой интроспекцией. Его противники столь же решительно заявляли, что состояния разума — не что иное, как состояния мозга. Неудовлетворенность этими не слишком удачными попытками включить умственное в царство физ. привела к возникновению функционализма. Новый подход был связан с наблюдаемой аналогией между человеческим разумом и компьютером и вскоре сам стал предметом критики в связи с развитием теории искусственного интеллекта.