РАЗВИТИЕ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

РАЗВИТИЕ
development) - см. Экономическое и социальное развитие; Детское развитие.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Развитие
линия трансформаций механизма нечто, меняющая содержание «проекта» созревания в сторону качественного усложнения и приобретения дополнительного потенциала эффективности бытия

Источник: Методологический словарь для управленцев

Развитие
изменения во внутреннем мире, облике человека врезультате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата; процесс и результат количественных и качественных изменений человека.

Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].

Развитие
это определенно направленное, необратимое изменение объекта: от старого к новому, от простого к сложному, от низшего уровня к высшему; развитие - это двойной процесс: в нем уходит старое, и на его месте возникает новое, которое утверждает себя в жизни не путем беспрепятственного развертывания своих потенций, а в борьбе со старым.

Источник: Обучение социальному проектированию: глоссарий

РАЗВИТИЕ
англ. development; нем. Entwicklung. 1. Индивидуальное Р. (онтогенез) - проявляющееся в совокупности последовательных морфол., физиол., биохимических изменений, происходящих в организме с момента его зарождения до конца жизни. 2. Историческое Р. (филогенез) - Р. организмов (видов, родов, семейств и т. д.) и органического мира в целом на протяжении всего периода существования жизни на Земле. 3. Движение от низшего к высшему по восходящей линии, движение от старого качественного состояния к новому, более высокому, процесс обновления, рождения нового, отмирания старого. 4. Необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате к-рого возникает их новое качественное состояние. См. ПРОГРЕСС, РЕГРЕСС. 5. Степень сознательности, просвещенности, культурности.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Развитие 
специфический тип движения, характеризующий системы любого рода, поскольку они претерпевают качественные трансформации, переходят в иное состояние, в том числе в свою противоположность.
Развитие – необходимое условие бытия любого материального и духовного явления, его собственная жизнь, ибо лишь с развитием связаны происхождение и исчезновение явления. Всякое развитие осуществляется в реальном времени. Только оно выявляет неправильность развития.
Существуют различные концепции развития. В частности, метафизическая концепция рассматривает развитие как уменьшение и увеличение, как повторение и оставляет без внимания вопрос об источниках развития или усматривает этот источник вне развивающегося явления. Диалектическая концепция, напротив, рассматривает развитие как превращение предметов и явлений в свою противоположность, как уничтожение старого и возникновение нового.
При анализе развития надо учитывать многообразие его видов и форм (например, эволюция и революция, прогресс и регресс), а также методологическое значение конкретного концептуального понимания развития.

Источник: Социология творческой деятельности. Краткий глоссарий.

РАЗВИТИЕ
характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая прежде всего процессы изменений, Р. предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов. Концепции Р. тесно связаны с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений.
В социологии первоначальное осознание процессуальности было связано с введенным Контом соотношением социальной статики и социальной динамики, а осознание историчности - с разработкой Марксом гегелевского принципа единства логического и исторического. Причем изначально эти две установки практически никак концептуально не соотносились между собой, а наоборот, чаще противопоставлялись друг другу. Само общество описывалось при этом в различных концептуальных моделях, вводивших свои понимания идеи Р.: 1) организмической [линия Спенсера , в которой уже разделялась структура как строение (форма) целого, и функция - как способы деятельности и трансформации целого]; 2) системной [линия Дюркгейма с двумя продолжениями: функциональным императивизмом Парсонса и функциональным структурализмом Мертона - ]; 3) системно-процессуальной [линия Сорокина , введшего представление о процессе как любом виде модификаций и трансформаций, касающихся как количественных, так и качественных параметров объекта или системы]; 4) альтернативных (по отношению к предыдушим) моделях [линия символического интеракционизма (нет социальных структур, есть структуры взаимодействия), линия Бурдье (анализ взаимодействующих социокультурных полей]; 5) цивилизационной (линия А. Тойнби и О. Шпенглера - локализация разных типов Р. в самодостаточных социокультурных целостностях); 6) стадиальной (линия Маркса - Р. как смена способов производства, конституирующих особые целостности - общественно-экономические формации).
Проблема Р. связывается в этих моделях с цикличностью или направленностью (линеарной или нелинеарной) процессуальных изменений; с их одно- или многовекторностью (факторностью в "теории факторов"); с их однозначной (естественно-исторической) предзаданностью или возможностью альтернатив; с эволюционным или скачкообразным (революционным) характером социокультурных изменений; с мерой их "искусственности" (организуемости) и "естественности". Все эти дихотомии синтезируются в основополагающей проблеме любой теории Р. - критериях оценки качества изменений (дополнительная задача - понимание самого этого качества).
Часть моделей связывает Р. с идеей прогресса - эволюционным или революционным, линеарным или нелинеарным приращением качества. Это порождает проблемы: выбора критериев (прогресс разума, технический прогресс и т.п.); обоснования их безусловности и "нулевой" (исходной) точки отсчета; применимости за пределами рассматриваемой области (есть ли прогресс техники, например, одновременно и прогресс нравственности и т.д.); определения временной (достаточно длительной) перспективы, позволяющей увидеть "последствия" Р.; универсальности данного типа Р. для иных социокультурных систем и т.д. Таким образом, понятие прогресса оказывается выходящим за пределы рационального обоснования и фундирующим идеологические концепции.
Другая часть моделей пытается избегать отождествления Р. с прогрессом и задавать формальные основания Р. и критерии его оценки, что позволяет выделять в процессах Р. как наращивание, так и потерю качества, которое важно удержать в социокультурной системе для поддержания ее идентичности и целостности. Тогда Р. во многом отождествляется с процессуальной изменчивостью и противопоставляется фазам консервации и (или) стагнации социокультурных целостностей, связанных, как правило, с их переструктурацией функциональным и (или) смысловым переопределением, меняющим вектора изменений.
Одна из первых попыток задания формальных критериев Р., нашедшая в дальнейшем широкую поддержку и породившая целый ряд переинтерпретаций, связана с идеей Спенсера о Р. как усложнении элементного состава и дифференциации структур и функций, организации взаимодействия и отношений между людьми. В этом же смысле можно трактовать идею Поппера об открытых и закрытых типах обществ, что предполагает разные критерии Р. в закрытых и открытых социокультурных системах и задает общую линию изменений - от структур закрытого типа к открытым. Это позволяет обосновывать формальные требования, которым должна удовлетворять система открытого типа, и класть их в основу конкретных анализов и программных проектов Р.
Культурология конца 20 в. активно разрабатывает дополнительную к формальному типу задания понятия Р. идею полифоничности и многомерности Р., а также его разнотипности в традиционных и нетрадиционных обществах. Особые области в современных анализах Р. - концепции модернизации и социокультурных трансформаций.
В.Л. Абушенко

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
86.90 кб

Развитие политических ориентаций интеллигенции в России

Жиганова Т.
Исследование политических ориентаций интеллигенции актуальная, но малоизученная тема.
Читать PDF
0.00 байт

Развитие гражданского общества в России в начале XXI в.: трудности и перспективы

Рогачева Любовь Ивановна
В статье рассмотрены методологические постулаты и критерии современного гражданского общества; сформулированы его основные функции; проведен причинно-следственный анализ сущности взаимосвязи гражданского общества и общественных св
Читать PDF
472.61 кб

Инновационное развитие ФК «Зенит»: опыт социологического анализа

Митрофанов Максим Львович
Исследовательская программа инновационной природы развития ФК «Зенит» (Санкт-Петербург) включает в себя три аспекта. Первый аспект предполагает анализ содержания концепта «инновация».
Читать PDF
61.19 кб

Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие партнерских отношений государства, гражданск

Стебихова Юлия Александровна
Читать PDF
239.93 кб

Влияние социологии на развитие теории и практики PR-деятельности

Шакалов И. И.
Читать PDF
0.00 байт

Развитие современного предпринимательства. Роль самоорганизации

Кочарян Б. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Становление и развитие феминизма в России: к истории вопроса

Ельникова Г. А.
Читать PDF
0.00 байт

Развитие российского информационного общества в парадигме модернизации

Ратиев В. В.
Читать PDF
185.40 кб

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в. (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРНОГО КАЗАХСТАНА)

Жаркенова А. М.
В статье обобщена динамика прироста населения Северного Казахстана во второй половине ХХ в.
Читать PDF
0.00 байт

Современное общественное развитие: проблемы и пути решения

Салихов Г. Г.
В статье рассматриваются проблемы современного общества и факторы многосторонних влияний на становление и формирование человека в эпоху глобализации.
Читать PDF
350.93 кб

Развитие мотивационной составляющей профессиональной активности врача

Копысова Л. А., Шешунов И. В.
В статье определяется сущность профессиональной активности врача, выделена ее мотивационная составляющая, обосновывается необходимость ее развития, подчеркивается роль высшего образования в развитии профессиональной активности лич
Читать PDF
183.49 кб

Развитие социально-трудовой мотивации молодежи

Тер-месробьян Т. Э.
Стремление большинства молодых людей самостоятельно решать свои вопросы и строить жизненную перспективу отразилось на ее возросшей тяге к образованию, освоению престижных профессий.

Похожие термины:

  • Автохтонное развитие

    (от лат. autos сам, chton земля) - развитие, начавшееся и происходящее в данной местности, без существенных влияний извне (в условиях той или иной изоляции).
  • ВСЕСТОРОННЕЕ, ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

    Проблема целостного, гармонического развития человека возникает из понимания противоречивого характера прогресса общества, основанного на разделении труда. В результате этого разделения отдел
  • Человеческое развитие

    категория, применяемая ООН для определения эффективности государств и регионов в области социальной политики. Показателем является индекс человеческого развития, фиксирующий уровень доходов на
  • Физическое развитие человека

    мера физической дееспособности организма, определяющая запас его физических сил, суммарный рабочий эффект. Это свойство определяется особенностями строения тела (ряд антропометрических признак
  • Развитие человека

    изменения, происходящие на протяжении жизненного цикла человека. С точки зрения ПСИХОЛОГИИ развития люди развиваются в четырех направлениях: когнитивном, социальном, лингвистическом и эмоционал
  • Постнатальное развитие

    см. Постнатальный онтогенез.
  • Социальное развитие

    social development) — см. Экономическое и социальное развитие.
  • Эмоциональное развитие

    (emotional development) — формирование способности справляться с жизненными трудностями и надлежащим образом выражать свои чувства.
  • Развитие деятельности

    акцентированность рефлексивного обеспечения не на ситуационно значимое реагирование на несоответствие реального процесса требованиям нормы и на наличие препятствия к ходу деятельности, а на пр
  • Демографическое развитие

    изменение численности населения и его структур в определенный период времени;
  • ДЕТСКОЕ РАЗВИТИЕ

    child development) — изменения в физиологическом, психологическом и социальном поведении, систематически происходящие в детстве по мере взросления. Изучение детского развития затрагивает влияние как на
  • СОЦИАЛЬНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

    social and economic development) — см. Экономическое и социальное развитие.
  • ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

    economic development) - см Экономическое и социальное развитие.
  • Эмбриональное развитие

    период онтогенеза от момента зачатия (оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом) до рождения.
  • Эволюционное развитие

    см. Эволюция.
  • Когнитивное (умственное) развитие

    (mental development) — способность думать, рассуждать, учиться, понимать и использовать язык.
  • Пренатальное развитие

    (от лат. prae – перед и natus – рождение) – стадия внутриутробного развития плода, которое затрагивает и психическое развитие. Последовательно развиваются болевая, температурная, сенсорная чувствите
  • ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

    (physical development) — развитие костей, мышц и внутренних органов, мышечная координация, способность ходить и бегать (грубая моторика), а также держать предметы и манипулировать ими (мелкая моторика).
  • Развитие специальных социологических теорий и исследований

    В эти годы проведены новые важные исследования, среди которых следует отметить исследования, посвященные проблемам крестьянства. Стали анализироваться реальные проблемы: неравенство уровня жиз
  • Образование и развитие

    education and development), связь между гос. образованием и социально-эконом. развитием. Исследования показывают, что для эффективного социального и эконом, развития необходимы инвестиции в образование. Мн. э