РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Найдено 1 определение
РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
учреждения, в том числе их отделения, структурные подразделения, независимо от формы собственности, осуществляющие реабилитацию инвалидов и детей-инвалидов в соответствии с государственными социальными нормативами в сфере реабилитации. Среди реабилитационных учреждений выделяют следующие:
— государственные, которые учреждают федеральные органы власти или органы власти субъекта РФ;
— муниципальные, которые учреждают органы местного самоуправления;
— негосударственные, которые учреждают общественные или религиозные организации, физические или юридические лица.
На основе ведущего направления деятельности реабилитационные учреждения могут быть классифицированы следующим об разом:
— реабилитационно-экспертные;
— реабилитационно-образовательные;
— реабилитационно-социальные; — реабилитационно-медицинские; — реабилитационно-производственные.
К задачам реабилитационных учреждений другой направленности относятся детализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов, составление индивидуальных планов реабилитации по каждому направлению и их реализация.
Для решения поставленных задач оптимальная структура реабилит ационных учреждений может включать следующие подразделения:
— отдел программирования процесса реабилитации, который изу чает структуру потребностей, круг интересов, уровень притязан ий инвалидов, оценивает возможности самостоятельной жизнед еятельности, с учетом полученных результатов разрабатывает сод ержание и порядок проведения процесса реабилитации;
— отдел социально-бытовой адаптации, который проводит мероприятия по восстановлению способностей инвалида к веде нию хозяйства, независимой бытовой деятельности, самообслуж иванию, по подбору бытовых технических средств и обучению пользованию ими, разработке индивидуальных решений обор удования жилья, адаптационному обучению семьи. Для выпол нения этих функций оборудуются кабинеты по обучению навык ам приготовления и приема пищи, выполнения санитарно-гигиенических процедур, одевания, ухода за жильем, чтения, письма, домашних игр, создаются кабинеты для обучения польз ованию бытовыми техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижен ия;
— отдел социально-средовой ориентации, который предназначен для определения структуры наиболее развитых функций инвалид а, на основе которых осуществляется общественная, семейная и профессиональная деятельность. В процессе социальносредовой ориентации проводится обучение персональной сохранности, социальной коммуникативности, навыкам проведения культурн ого отдыха и досуга, привлечение к занятиям физкультурой, спортом, туризмом, стимулируется побуждение к здоровому обр азу жизни;
 
— отдел психологической реабилитации, который предназначен для определения структуры и степени нарушения психики инвал ида, особенностей личности, установки на реабилитацию, уров ня социальной адаптации, для проведения психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий, психологического консульт ирования. Для решения этих задач оборудуются кабинеты по пси ходиагностике социально-психологических особенностей, асо циальных наклонностей, способностей к адаптации в микро- и макросоциальной среде, кабинеты для индивидуальных, семейн ых и групповых консультаций, занятий и тренингов;
— отдел профессиональной реабилитации, который предназначен для реализации мер вовлечения инвалида в активную трудовую деятельность. К таким мерам относятся профессиональная ориент ация по вопросам выбора профессии, ее соответствия возможн остям и наклонностям инвалида; формирование положительной трудовой установки; определение рекомендуемых видов и форм трудовой деятельности; профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве. С целью осуществления этих мер оборудуются кабинеты для освоения различных профессий, оценки профессион альной пригодности, определения оптимального уровня произв одственных нагрузок, обучения навыкам предпринимательской деятельности, активного поведения на рынке труда и повышения конкурентоспособности;
— отделение медицинской реабилитации, которое предназначено для осуществления комплекса мер, направленных на восстановл ение или компенсацию нарушенных психофизиологических функц ий посредством восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования, а также для медиц инского контроля реабилитационных и спортивнооздоровительн ых мероприятий;
— информационно-консультативное отделение, которое предназ начено для консультирования инвалидов, членов их семей, об щественных организаций по вопросам реабилитации, оказания правовой помощи, для информирования инвалидов в доступной форме об их правах и обязанностях, представления интересов ин валидов в различных инстанциях. В отделении оборудуются кабин еты консультативно-правового просвещения, кабинет статистик и, ведутся статистическая отчетность, ее анализ;
— организационно-методическое отделение, которое предназначено для методического обеспечения деятельности реабилитационных учреждений различных типов, видов и уровней.
Кроме перечисленных, в состав реабилитационного учреждения могут также входить опытно-конструкторские мастерские по изготовлению и ремонту технических средств реабилитации, культурно-досуговый и спортивно-оздоровительный комплексы. В за висимости от ведущего направления деятельности реабилитационного учреждения в нем могут преобладать те или иные структурные подразделения, предназначенные для различных аспектов реабилитации инвалидов.
Все реабилитационные учреждения на территории Российской Федерации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также ведомственной принадлежности и веду щего направления деятельности являются объектами действия федеральных законов. Учреждения действую т на основании уставов, реабилитационные отделения в составе различных учреждений действуют на основании положений об этих отделениях.
Тип и вид реабилитационного учреждения устанавливается при его аккредитации.
К числу учреждений, осуществляющих функции по социальной реабилитации инвалидов, относятся следующие:
— федеральные научно-практические центры медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
— региональные центры медико-социальной экспертизы и реа билитации инвалидов;
— центры реабилитации инвалидов;
— центры социального обслуживания;
— стационарные учреждения социального обслуживания;
— центры социально-психологической помощи населению;
— протезно-ортопедические предприятия;
— центры технических средств реабилитации инвалидов;
— специализированные реабилитационно-производственные предприятия инвалидов;
— специализированные центры медицинской реабилитации;
— стационарные, амбулаторные и диспансерные лечебно-профилактические учреждения;
— санаторно-курортные учреждения;
— коррекционные и специализированные детские дошкольные учреждения (отделения, группы);
— коррекционные и специализированные учреждения (отделения, группы) начального и среднего общего образования;
— коррекционные и специализированные учреждения (отделения, группы) начального профессионального, среднего специа льного
и высшего образования;
— учреждения образования разного уровня, осуществляющие интегрированное воспитание, образование и профессиональное обучение инвалидов;
— центры профессиональной ориентации и реабилитации инвалидов при органах занятости населения;
— методические центры профориентации и трудоустройства инвалидов;
— центры социальной помощи семье и детям;
— центры социальной реабилитации детей и подростков;
— учреждения социокультурной реабилитации инвалидов (библиотеки, клубы, дома культуры, дворцы детского творчества, центры культуры и искусства, центры народного творчества, муз еи, театры);
— физкультурно-оздоровительные учреждения (физкультурные диспансеры, стадионы, спортивные школы, спортивно-оздоровительные центры, туристические базы, физкультурные клубы).
Реабилитационные учреждения должны располагаться в зданиях, оборудованных для беспрепятственного доступа инвалидов с люб ыми ограничениями жизнедеятельности, располагающих основн ыми видами коммунального благоустройства.
С.Ю. Танцюра
Лит.: Лаутеслагер Петер Е.М. Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна. Проблемы и решения. М., 2003; Хольц Ренате. Помощь детям с церебральным параличом. М., 2006.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.