Реабилитационный потенциал
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
совокупность биологических и психофизиологических характеристик индивида, а также социально-средовых факторов, позволяющих при создании определённых условий в той или иной степени восстанавливать или компенсировать нарушенные сферы жизнедеятельности, реализовать его потенциальные способности.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Реабилитационный потенциал
комплекс биологических, психофизиологических характеристик человека, а также социальносредовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности и определить возможный уровень восстановления нарушенных функций и социальных связей.
Выделяют базовую составляющую реабилитационного потенциала или потенциал «первого порядка» – уровень физического развития, соматические заболевания, характерологические особенности, психическое развитие и состояние, особенности мотивационной сферы и социального функционирования и другие компоненты, свойственные данному индивиду и сохранившиеся вопреки заболеванию или дефекту. Они служат основой для разработки индивидуальной программы реабилитации, предпосылкой для восстановления социального статуса.
Потенциал «второго порядка» – это разнообразные социально-средовые факторы: семейные, профессиональные, наличие групп поддержки или общественных организаций, правовые, национальнокультурные, экономические, административно-территориальные и другие. Они обусловливают возможность проведения реабилитационной программы.
Для характеристики реабилитационного потенциала используют следующие показатели [М. В. Коробов; 1995]:
- высокий реабилитационный потенциал – полное восстановление всех обычных для человека видов жизнедеятельности, трудоспособности и социального положения;
- средний реабилитационный потенциал – неполное выздоровление с сохранением умеренно выраженного нарушения функции, выполнение основных видов деятельности с трудом в ограниченном объеме или с помощью технических средств;
- низкий реабилитационный потенциал – прогрессирующее течение заболевания, выраженное нарушение функций; значительное ограничение в выполнении большинства видов деятельности, выраженное снижением трудоспособности и способности к социальной интеграции; имеется потребность в социальной поддержке и постоянной материальной помощи;
- отсутствие реабилитационного потенциала – резко выраженное нарушение функции, невозможность самостоятельного выполнения основных видов деятельности.
Выделяют базовую составляющую реабилитационного потенциала или потенциал «первого порядка» – уровень физического развития, соматические заболевания, характерологические особенности, психическое развитие и состояние, особенности мотивационной сферы и социального функционирования и другие компоненты, свойственные данному индивиду и сохранившиеся вопреки заболеванию или дефекту. Они служат основой для разработки индивидуальной программы реабилитации, предпосылкой для восстановления социального статуса.
Потенциал «второго порядка» – это разнообразные социально-средовые факторы: семейные, профессиональные, наличие групп поддержки или общественных организаций, правовые, национальнокультурные, экономические, административно-территориальные и другие. Они обусловливают возможность проведения реабилитационной программы.
Для характеристики реабилитационного потенциала используют следующие показатели [М. В. Коробов; 1995]:
- высокий реабилитационный потенциал – полное восстановление всех обычных для человека видов жизнедеятельности, трудоспособности и социального положения;
- средний реабилитационный потенциал – неполное выздоровление с сохранением умеренно выраженного нарушения функции, выполнение основных видов деятельности с трудом в ограниченном объеме или с помощью технических средств;
- низкий реабилитационный потенциал – прогрессирующее течение заболевания, выраженное нарушение функций; значительное ограничение в выполнении большинства видов деятельности, выраженное снижением трудоспособности и способности к социальной интеграции; имеется потребность в социальной поддержке и постоянной материальной помощи;
- отсутствие реабилитационного потенциала – резко выраженное нарушение функции, невозможность самостоятельного выполнения основных видов деятельности.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
комплекс биологических, психофизиологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности и определить возможный уровень восстановления нарушенных функций и социальных связей.
Выделяют базовую составляющую Р.п., или потенциал “первого порядка”, — уровень физического развития, соматические заболевания, характерологические особенности, психическое развитие и состояние, особенности мотивационной сферы и другие компоненты, свойственные данному индивиду. Они служат основой для разработки индивидуальной программы реабилитации. Потенциал “второго порядка” — это разнообразные социально-средовые факторы: семейные, профессиональные, фактор наличия групп поддержки или общественных организаций, правовые, национально-культурные, экономические, административно-территориальные и др.
При оценке Р.п. необходимо учитывать его позитивную и негативную составляющие. Своевременная и правильная оценка Р.п., его особенностей и компонентов — необходимая предпосылка к определению целей и задач реабилитации. Для определения Р.п. необходима постановка многомерного диагноза, включающего сведения медицинского, психологического и социального характера.
Обязательным является анализ медицинских данных. Учитываются особенности, клинические проявления основного и сопутствующих заболеваний, характер течения, время продолжительности болезни, стадия заболевания, степень выраженности функциональных расстройств, физическое развитие, состояние опорно-двигательной системы, моторики и другие физические характеристики.
Психологический статус больного оценивается на трех уровнях: операционном, эмоционально-волевом и личностном. Анализу и оценке подлежат психофизиологические показатели — выносливость, интеллект, речь, память, эмоции. Интеллектуальный компонент Р.п. личности обеспечивает сохранность критики — адекватного понимания и отношения к своему состоянию, осознанию целей и задач реабилитации, ее конечных результатов. Эмоциональное состояние в значительной степени влияет на личностную позицию в отношении реабилитации, оценку возможностей и формирование мотивов. Мотивы придают ту или иную направленность, отражают личностный смысл целей деятельности. Для правильной оценки личностных качеств реабилитанта изучаются его убеждения, интересы, ценностные установки, уровень самооценки, наличие склонности к злоупотреблению алкоголем и наркотиками.
Социальный диагноз включает в себя оценку всех параметров жизнедеятельности, социальных функций и связей. Оценивается способность к самообслуживанию, передвижению, ведению домашнего хозяйства, ориентация в социальной среде; уровень знаний и навыков, которыми обладает инвалид, умение ими пользоваться при решении профессиональных, бытовых, личных и социальных вопросов в повседневной деятельности. Обращается внимание на жилищно-бытовые условия, место жительства, уровень материального обеспечения. Изучаются его активная деятельность в социуме, участие в деятельности общественных организаций, особенности взаимодействия с ближайшим окружением — членами семьи, родственниками, друзьями, коллегами по работе и др.
Суммирование всех полученных в процессе обследования данных позволяет определить целостную структуру Р.п. При незначительной выраженности ограничений в любой сфере жизнедеятельности предполагается, что способность к выполнению в соответствующем виде жизнедеятельности у человека сохранена, имеющиеся нарушения лишь затрудняют их осуществление. Реабилитационные мероприятия направлены на компенсацию нарушенных функций за счет сохранных или за счет мотивационно-волевых усилий реабилитанта и на создание специального режима осуществления жизнедеятельности.
При более выраженной степени нарушения жизнедеятельности физический или психический дефект приобретает более стойкий характер и может быть скорректирован лишь частично.
При тяжелой степени ограничений жизнедеятельности Р.п. низкий и нужны специальная организация жизнедеятельности, обеспечение посторонней помощи.
Т.М. Мозговая
Лит.: Комплексная реабилитация инвалидов: Учебное пособие / Под ред. Т.В. Зозули. М.: ИЦ “Академия”, 2005; Психологические аспекты реабилитационного потенциала инвалида: Методические рекомендации / Е.М. Старобина, С.А. Стеценко, Е.Г. Свистунова и др. М., 2002.
Выделяют базовую составляющую Р.п., или потенциал “первого порядка”, — уровень физического развития, соматические заболевания, характерологические особенности, психическое развитие и состояние, особенности мотивационной сферы и другие компоненты, свойственные данному индивиду. Они служат основой для разработки индивидуальной программы реабилитации. Потенциал “второго порядка” — это разнообразные социально-средовые факторы: семейные, профессиональные, фактор наличия групп поддержки или общественных организаций, правовые, национально-культурные, экономические, административно-территориальные и др.
При оценке Р.п. необходимо учитывать его позитивную и негативную составляющие. Своевременная и правильная оценка Р.п., его особенностей и компонентов — необходимая предпосылка к определению целей и задач реабилитации. Для определения Р.п. необходима постановка многомерного диагноза, включающего сведения медицинского, психологического и социального характера.
Обязательным является анализ медицинских данных. Учитываются особенности, клинические проявления основного и сопутствующих заболеваний, характер течения, время продолжительности болезни, стадия заболевания, степень выраженности функциональных расстройств, физическое развитие, состояние опорно-двигательной системы, моторики и другие физические характеристики.
Психологический статус больного оценивается на трех уровнях: операционном, эмоционально-волевом и личностном. Анализу и оценке подлежат психофизиологические показатели — выносливость, интеллект, речь, память, эмоции. Интеллектуальный компонент Р.п. личности обеспечивает сохранность критики — адекватного понимания и отношения к своему состоянию, осознанию целей и задач реабилитации, ее конечных результатов. Эмоциональное состояние в значительной степени влияет на личностную позицию в отношении реабилитации, оценку возможностей и формирование мотивов. Мотивы придают ту или иную направленность, отражают личностный смысл целей деятельности. Для правильной оценки личностных качеств реабилитанта изучаются его убеждения, интересы, ценностные установки, уровень самооценки, наличие склонности к злоупотреблению алкоголем и наркотиками.
Социальный диагноз включает в себя оценку всех параметров жизнедеятельности, социальных функций и связей. Оценивается способность к самообслуживанию, передвижению, ведению домашнего хозяйства, ориентация в социальной среде; уровень знаний и навыков, которыми обладает инвалид, умение ими пользоваться при решении профессиональных, бытовых, личных и социальных вопросов в повседневной деятельности. Обращается внимание на жилищно-бытовые условия, место жительства, уровень материального обеспечения. Изучаются его активная деятельность в социуме, участие в деятельности общественных организаций, особенности взаимодействия с ближайшим окружением — членами семьи, родственниками, друзьями, коллегами по работе и др.
Суммирование всех полученных в процессе обследования данных позволяет определить целостную структуру Р.п. При незначительной выраженности ограничений в любой сфере жизнедеятельности предполагается, что способность к выполнению в соответствующем виде жизнедеятельности у человека сохранена, имеющиеся нарушения лишь затрудняют их осуществление. Реабилитационные мероприятия направлены на компенсацию нарушенных функций за счет сохранных или за счет мотивационно-волевых усилий реабилитанта и на создание специального режима осуществления жизнедеятельности.
При более выраженной степени нарушения жизнедеятельности физический или психический дефект приобретает более стойкий характер и может быть скорректирован лишь частично.
При тяжелой степени ограничений жизнедеятельности Р.п. низкий и нужны специальная организация жизнедеятельности, обеспечение посторонней помощи.
Т.М. Мозговая
Лит.: Комплексная реабилитация инвалидов: Учебное пособие / Под ред. Т.В. Зозули. М.: ИЦ “Академия”, 2005; Психологические аспекты реабилитационного потенциала инвалида: Методические рекомендации / Е.М. Старобина, С.А. Стеценко, Е.Г. Свистунова и др. М., 2002.