распространенный в совр. англо.-амер. политологии подход к политике как к реальности, обладающей своими законами, определяемыми не отвлеченными «идеалами» альтруизма и гуманизма, а нек-рым набором «реальностей»: военно-экономической силой, национальными интересами той или иной страны и т. д. Традиция Р. идет от Платона («концепция Фрасимаха» в «Государстве»), а в Новое время — от Макиавелли и Гоббса, согласно к-рым сила — основа права, а сущность внутр. или внешней политики заключается в плюрализме разнообразных ценностей и интересов различ. индивидов, общностей, гос-в, их «балансе». Войны между ними считаются «судьей в последней инстанции», утверждающим «высшую» справедливость. Каждый индивид или гос-во: (1) имеет право на все, что может взять или захватить; (2) обладает своим пониманием справедливости. Высшей же справедливости, абсолютного права и божественного творения, по Гоббсу, в вопросах политики не существует. Международные отношения основываются на грубой силе, низменных интересах и непостоянных союзах — таково «реальное» положение дел в политике. Исследователи Р. к. выводят этимологию этого понятия из термина «Realpolitik», восходящего ко временам Бисмарка [2]. Впервые он, очевидно, был использован нем. автором А. Л. фон Рохау в 1850-е гг. и первоначально ассоциировался именно с политическими идеями Бисмарка.
Реанимация Р. в совр. зап. политических и социол. концепциях начинается с конца 30-х гг. и обычно связывается с выходом в свет в 1939 г. книги Э. X. Kappa «Двадцатилетний кризис» [1]. В этой книге подвергнута уничтожающей критике «идеалистическая» концепция политики, поскольку эта политика оказалась неспособной предотвратить вторую мировую войну. Kapp призвал к созданию подлинной науки международной политики, к-рая должна строиться на исследовании «действительного» положения вещей (т. е. «реальности»), а не на рассмотрении того, что «должно быть».
К числу наиболее известных сторонников Р. в теории международных отношений и мировой политики принадлежат: Ф. Шуман, Г. Никольсон, Р. Нибур, Дж. Шварценбергер, Н. Спайкмен, М. Уайт, X. Дж. Моргентау, Дж. Ф. Кеннан, X. Баттерфилд, Дж. Розенау, Р. Раммель, М. Каплан, С. Брамс и др. Наиболее законченное и системное изложение Р. к. в международной политике содержится в книге X. Моргентау «Политика среди наций» [2], оказавшей сильное влияние на мн. представителей политического руководства США. Осн. положения Р. к., по Моргентау, состоят в следующем: (1) чтобы правильно понять международные отношения, необходимо выделить в них главное — это прежде всего национальные гос-ва или их правители; (2) существует громадное различие между внутр. и внешней политикой той или иной страны; (3) международные отношения — это борьба за власть и обладание миром.
Целью теории международных отношений явл. понимание того, как и почему происходит эта борьба, а также выработка средств, способных регулировать этот процесс. «Реалисты» (в отличие от «идеалистов») пытаются переместить исследования из чисто нормативной области анализа в область эмпирического анализа. Концентрированное выражение эти установки находят в концепции «силовой политики», в к-рой во главу угла ставится приоритет национальных интересов гос-ва, его влияние на мировую политику, способность оказывать военно-экономическое давление на международные отношения и применять силу. Под воздействием сдвигов в международных отношениях в последние годы влияние Р. к. в наст, время уменьшается.