целенаправленное речевое поведение, совершаемое в соответствии с правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе. Единица нормативного социоречевого поведения в рамках определенной коммуникативной ситуации (экзамен, прием у врача, репортаж, интервью).
Речевой акт
Речевой акт
Речевой акт
конкретные речевые действия говорящего в рамках той или иной коммуникативной ситуации (запрос об информации, побуждение к действию, выражение эмоций и т.д.). Теорию речевых актов разработали в середине ХХ в. английский философ Дж. Остин и американские ученые Дж. Серль и Г.Грайс. Они впервые отметили, что произнесение высказывания может представлять собой не только сообщение информации, но и многие другие действия (поздравление, убеждение, предупреждение и т. д.), а также сформулировали принципы и постулаты, следование которым обеспечивает успех тому или иному речевому акту и в целом речевой коммуникации: например, «выражай свои мысли ясно», «будь искренен», «будь краток», «избегай непонятных выражений» и др.
Источник: Краткий толковый словарь социолингвистических терминов
РЕЧЕВОЙ АКТ (В СОЦИОЛИНГВИСТИКЕ)
Одно из проявлений речевого поведения, отдельный акт речи, построенный с учетом социально обусловленных правил общения, действующих в той или иной коммуникативной системе; двусторонний процесс, каждый из участников которого выступает в той или иной социальной роли: речевой акт охватывает говорение, восприятие, понимание услышанного, при письменном общении – писание и чтение (зрительное восприятие и понимание написанного) при условии, что участники речевого акта могут быть отделены друг от друга в пространстве и времени. Характер речевого акта зависит от: 1) личности отправителя сообщения; 2) личности адресата; 3) наличия или отсутствия третьих лиц; 4) языкового кода, используемого собеседниками; 5) темы и специфического содержания сообщения; 6) его формы; 7) свойства канала; 8) конкретной ситуации или социальной ситуации; 9) цели сообщения. Выделяются прямые и косвенные речевые акты. Последовательность речевого акта создает дискурс.
Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
Речевой акт
Проявление речевого поведения, отдельный акт речи, построенный с учетом социально обусловленных правил общения, действующих в данной коммуникативной системе. Р.а. является двусторонним процессом, каждый из участников которого выступает в определеннойсоциальной роли, и охватывает не только говорение, но и восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание написанного), даже если участники Р.а. отделены друг от друга в пространстве и времени. Характер Р.а. зависит от следующих особенностей его компонентов: личность отправителя сообщения, личность адресата, наличие или отсутствие третьих лиц, языковой код, используемый собеседниками, тема и специфическое содержание сообщения, его форма, свойства канала, посредством которого передается сообщение, конкретная ситуация или социальная ситуация, в рамках которой совершается коммуникативный акт, цель сообщения. Выделяются прямые и косвенные Р.а., в последних форма не соответствует их значению и цели (напр., высказывание, построенное с формальной точки зрения как вопрос, но по сути, являющееся утверждением). Последовательность Р.а. создает дискурс. Основоположники теории речевых актов - Дж. Сирль, Г. Грайс.
См. также: Речевое поведение
См. также: Речевое поведение
речевой акт
speech act. - 1. Высказывание (речевое действие) или совокупность высказываний (речевых действий), совершаемых одним говорящим с учетом другого. Примеры речевых актов: запрос информации, предупреждение, просьба, угроза и т.д. Одно и то же высказывание может выполнять несколько речевых актов или один и тот же речевой акт может реализовываться несколькими высказываниями. В середине ХХ в. английский философ Дж. Остин (John L. Austin, 1962), а вслед за ним американские ученые Дж. Серль (John Searle 1969) и Г. Грайс (Herbert Paul Grice, 1975) разработали теорию речевых актов, в которой выявили ряд закономерностей, характерных для процесса речевой коммуникации, и сформулировали принципы и постулаты, следование которым обеспечивает успех тому или иному речевому акту и в целом речевой коммуникации. См. максимы Грайса. 2. Остин выделил три составляющие речевого акта: 1) локутивная (locutionary act), собственно высказывание (его звуковая форма, соответствующая законам грамматики и несущая определенное значение); 2) иллокутивная (illocutionary act), т.е. целевая сторона высказывания (обещание, угроза и т.п.); 3) перлокутивная (perlocutionary act), связанная с произведенным на слушателя эффектом (например, убеждение в чем-то).
Поскольку большая часть последующих исследований была связана с изучением иллокуции, термин «речевой акт» иногда употребляется в значении «иллокутивная составляющая речевого акта».
Поскольку большая часть последующих исследований была связана с изучением иллокуции, термин «речевой акт» иногда употребляется в значении «иллокутивная составляющая речевого акта».