Речевой акт

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Речевой акт
целенаправленное речевое поведение, совершаемое в соответствии с правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе. Единица нормативного социоречевого поведения в рамках определенной коммуникативной ситуации (экзамен, прием у врача, репортаж, интервью).

Источник: Социология коммуникации Учеб. пособие для вузов

Речевой акт
конкретные речевые действия говорящего в рамках той или иной коммуникативной ситуации (запрос об информации, побуждение к действию, выражение эмоций и т.д.). Теорию речевых актов разработали в середине ХХ в. английский философ Дж. Остин и американские ученые Дж. Серль и Г.Грайс. Они впервые отметили, что произнесение высказывания может представлять собой не только сообщение информации, но и многие другие действия (поздравление, убеждение, предупреждение и т. д.), а также сформулировали принципы и постулаты, следование которым обеспечивает успех тому или иному речевому акту и в целом речевой коммуникации: например, «выражай свои мысли ясно», «будь искренен», «будь краток», «избегай непонятных выражений» и др.

Источник: Краткий толковый словарь социолингвистических терминов

РЕЧЕВОЙ АКТ (В СОЦИОЛИНГВИСТИКЕ)
Одно из проявлений речевого поведения, отдельный акт речи, построенный с учетом социально обусловленных правил общения, действующих в той или иной коммуникативной системе; двусторонний процесс, каждый из участников которого выступает в той или иной социальной роли: речевой акт охватывает говорение, восприятие, понимание услышанного, при письменном общении – писание и чтение (зрительное восприятие и понимание написанного) при условии, что участники речевого акта могут быть отделены друг от друга в пространстве и времени. Характер речевого акта зависит от: 1) личности отправителя сообщения; 2) личности адресата; 3) наличия или отсутствия третьих лиц; 4) языкового кода, используемого собеседниками; 5) темы и специфического содержания сообщения; 6) его формы; 7) свойства канала; 8) конкретной ситуации или социальной ситуации; 9) цели сообщения. Выделяются прямые и косвенные речевые акты. Последовательность речевого акта создает дискурс.

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

Речевой акт
Проявление речевого поведения, отдельный акт речи, построенный с учетом социально обусловленных правил общения, действующих в данной коммуникативной системе. Р.а. является двусторонним процессом, каждый из участников которого выступает в определеннойсоциальной роли, и охватывает не только говорение, но и восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание написанного), даже если участники Р.а. отделены друг от друга в пространстве и времени. Характер Р.а. зависит от следующих особенностей его компонентов: личность отправителя сообщения, личность адресата, наличие или отсутствие третьих лиц, языковой код, используемый собеседниками, тема и специфическое содержание сообщения, его форма, свойства канала, посредством которого передается сообщение, конкретная ситуация или социальная ситуация, в рамках которой совершается коммуникативный акт, цель сообщения. Выделяются прямые и косвенные Р.а., в последних форма не соответствует их значению и цели (напр., высказывание, построенное с формальной точки зрения как вопрос, но по сути, являющееся утверждением). Последовательность Р.а. создает дискурс. Основоположники теории речевых актов - Дж. Сирль, Г. Грайс.
См. также: Речевое поведение

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

речевой акт
speech act. - 1. Высказывание (речевое действие) или совокупность высказываний (речевых действий), совершаемых одним говорящим с учетом другого. Примеры речевых актов: запрос информации, предупреждение, просьба, угроза и т.д. Одно и то же высказывание может выполнять несколько речевых актов или один и тот же речевой акт может реализовываться несколькими высказываниями. В середине ХХ в. английский философ Дж. Остин (John L. Austin, 1962), а вслед за ним американские ученые Дж. Серль (John Searle 1969) и Г. Грайс (Herbert Paul Grice, 1975) разработали теорию речевых актов, в которой выявили ряд закономерностей, характерных для процесса речевой коммуникации, и сформулировали принципы и постулаты, следование которым обеспечивает успех тому или иному речевому акту и в целом речевой коммуникации. См. максимы Грайса. 2. Остин выделил три составляющие речевого акта: 1) локутивная (locutionary act), собственно высказывание (его звуковая форма, соответствующая законам грамматики и несущая определенное значение); 2) иллокутивная (illocutionary act), т.е. целевая сторона высказывания (обещание, угроза и т.п.); 3) перлокутивная (perlocutionary act), связанная с произведенным на слушателя эффектом (например, убеждение в чем-то).
Поскольку большая часть последующих исследований была связана с изучением иллокуции, термин «речевой акт» иногда употребляется в значении «иллокутивная составляющая речевого акта».

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Структурные основы речевого акта

Ершова Н. Б.
Читать PDF

Обещание, условие искренности и речевые акты

Оглезнев Виталий Васильевич
Представлен анализ условия искренности как необходимого требования к успешности речевого акта на примере подходов Дж. Сёрла и Р.А. Юрьева.
Читать PDF

Буддийские схоласты и современные теории речевых актов

Касевич Вадим Борисович
Схоластику принято считать сугубо (западно)европейским феноменом; между тем весьма близкая традиция существовала и у индо-тибетских — буддийских — мыслителей.
Читать PDF

Стимулирование речевой активности у детей с синдромом Дауна

Д. Т. Кашапова, О. Н. Тверская
Читать PDF

К вопросу об активизации речевой деятельности в процессе движения

Биктеева Л. Р.
В статье рассматривается вопрос об активизации работы физиологического механизма речи посредством различных предметов. Приводятся фрагменты упражнений, развивающих дикционную четкость и выразительность речи.
Читать PDF

Актуальные проблемы речевой культуры: принципы природосообразности

Ловчинская Вера Сергеевна
Читать PDF

Речевые акты эмпативного типа и их реализация в коммуникативном акте

Нелипа Любовь Николаевна
Данная статья посвящена речевым актам эмпативного типа и их реализации в коммуникативном акте. В ней даётся определение понятию эмпатии и рассматриваются основные линии развития представлений об эмпатии в различных областях науки.
Читать PDF

Функции жестов касания в директивных речевых актах (гендерный аспект)

Варламова Юлия Валерьевна
Центром исследования статьи являются функции жестов касания в директивных речевых актах (РА). Производится попытка классифицировать невербальные явления по полу коммуникантов, т. е.
Читать PDF

Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Кудрявцева С. В.
Читать PDF

АКТИВИЗАЦИЯ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Конюхова Ю.А.
В данной статье приведены результаты анализа исследования, проведенного среди родителей логопатов (детей, имеющих речевые расстройства).
Читать PDF

Развитие речевой активности иностранных обучающихся на довузовском этапе

Пономарева Людмила Анатольевна, Шевелёва Светлана Игоревна
Цель довузовского этапа обучения подготовка иностранных граждан к обучению в российском высшем учебном заведении на русском языке, формирование у обучающихся коммуникативной компетенции.
Читать PDF

Актуальные опыты текстовой деятельности в речевой практике старшеклассников

Дресвянина Светлана Дмитриевна
Освещается проблема текстовой деятельности на уроках русского языка в старших классах. Поясняются современные требования к предметным результатам изучения области «Филология».
Читать PDF

Речевое искусство актера: обновление технологии присвоения авторского текста

Прокопова Наталья Леонидовна, Прокопов Виктор Леонидович
Актуальность статьи состоит в аргументации новых теоретических положений речевого искусства актера, связанных с процессом присвоения авторского текста.
Читать PDF

Эпилептиформная активность и речевой дизонтогенез у детей дошкольного возраста

Калашникова Татьяна Павловна, Анисимов Григорий Владимирович, Савельева Наталья Александровна
В результате сопоставления клинических вариантов речевого дизонтогенеза с локализацией доброкачественных эпилептиформных паттернов детства (ДЭПД) на ЭЭГ продемонстрирована связь латерализации эпилептиформной активности и характера
Читать PDF

Сущность и характеристика речевой активности детей младшего дошкольного возраста

Зотова Ирина Васильевна, Громова Ирина Геннадиевна
В статье рассмотрены основные подходы к понятию сущности речевой активности. Дана характеристика дефиниции «речевая активность» с позиции разных ученых на проблему исследования.