РЭДКЛИФФ-БРАУН Альфред Реджинальд
РЭДКЛИФФ-БРАУН Альфред Реджинальд
(1881-1955)-британский социальный антрополог, представитель функционалистского направления в исследованиях общества, культуры и религии. Получил гуманитарное образование в Тринити-колледже (Кембридж), после чего совершил двухлетнюю (1906-1908) поездку в Южную Африку и в качестве этнолога проводил полевые исследования на Андаманских островах. Вернувшись в Англию, преподавал в Кембридже и Лондоне сравнительную социологию и этнологию. В 1910-1913 гг. занимался полевыми исследованиями в Западной Австралии. По возвращении на родину преподавал в университете Бирмингема социальную антропологию, служил в армии. В 1916-1918 гг. вновь работал в Австралии. Затем уехал в Южную Африку и стал профессором Кейптаунского университета, где создал Школу африканской жизни и языков. В последующие годы преподавал как профессор в университетах Сиднея (1926-1931) и Чикаго (1931-1937), с 1937 г. работал на кафедре социальной антропологии Оксфорда, в 1940-1941 гг. был президентом Королевского Антропологического института. После Второй мировой войны приглашался для чтения лекций в университеты Великобритании, Бразилии, Египта. Научную деятельность Р.-Б. отличала эмпирическая направленность исследований, стремление получать данные о социальной и духовной жизни людей в прямом «полевом» контакте с изучаемыми обществами. Результаты этих занятий были обобщены им в работах «Жители Андаманских островов. Исследования по социальной антропологии» (1922), «Социальная организация австралийских племен» (1931) и ряде других. В теоретическом плане заметное влияние на Р.-Б. оказали теории Спенсера и Дюргкейма, он считал также авторитетными для себя научные воззрения Мосса. Основные положения его подхода изложены в труде «Естественная наука об обществе» (1948) и в сборниках научных статей Р.-Б. «Структура и функция в примитивном обществе» (1952), «Метод социальной антропологии» (опубликован в 1958 г.). Для социологии религии значение имеет его статья «Религия и общество» (1945). Р.-Б. рассматривал общество как целостный организм, по аналогии с биологическим организмом имеющий потребности выживания и эффективного освоения объективных условий существования. Для удовлетворения этих потребностей возникают различные социальные институты (запреты, родство, наследование, возрастные обязанности и пр.), связи между которыми образуют структуру общества. Каждый институт, каким бы он ни был, существует лишь постольку, поскольку выполняет необходимые функции в единой системе поддержания жизнедеятельности общества. При этом сами институты эволюционируют, их функции становятся многообразнее, а вся структура общества - более сложной. Задача научного исследования - на конкретном эмпирическом материале выяснить элементарные основания структурно-функциональных отношений, выявить в этих отношениях устойчивые связи для определенного состояния общества, показать их вариативность и дифференциацию. С этой точки зрения, религия имеет социальное значение не своим мистическим (см. Мистика) содержанием, а тем вкладом, который она вносит в формирование и воспроизведение социального порядка. Этот вклад, т. е. основную социальную функцию религии, Р.-Б. видел в способности институтов религиозных закреплять и поддерживать необходимые социальному целому формы человеческого поведения. Религия вырабатывает специфические нормы и санкции, которые регулируют взаимоотношения людей внутри и за пределами их сообществ. Мифы и религиозные верования не должны рассматриваться как нечто отвлеченное от социальных обстоятельств - в них фиксируется и передается из поколения в поколение реальный опыт реализации жизненно важных потребностей общества. В свою очередь, мифологические или религиозные представления определяют социальное устройство, его институты и структуру. Поэтому ритуалы религиозные, направленные на священные объекты, в то же время являются и социально организующими действиями.
Источник: Социология религии. Словарь.